Ионыч

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»»

Сочинение

В рассказе Чехова «Ионыч» писатель обращается к теме интеллигенции. Эта тема просторно обсуждалась литературной общественностью. Критике подвергались пошлость, отсутствие общественных запросов, сосредоточенность па сфере быта, равнодушие к социальным проблемам. Эти пороки русской интеллигенции нашли свое художественное воплощение в заглавном персонаже чеховского рассказа. В его основу положена судьба молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева – история жизни человека, который незаметно для себя уходит в своей духовной жизни от высоких идеалов, общезначимых проблем и намыкается в маленьком мире наживы и комфорта. Писатель представляет метаморфозу, произошедшую с доктором Старцевым, как историю гибели души человеческой.

Начинается рассказ с того, что герой приезжает работать в небольшой уездный городишко. Работа у пего тяжелая, ее много, круг общения практически отсутствует. Когда героя знакомят с семьей Туркиных, оп с удовольствием 0отправляется к ним с визитом. Старцев ощущает, что Туркины – хорошие люди, но с каким-то изъяном, с фальшью. Отец семейства без устали показывает провинциальное остроумие, мать театрально кокетничает и читает вслух романы собственного сочинения, выказывая дрянной литературный вкус и отсутствие художественного дарования. Дочь играет па рояле, поражая гостей быстротой и громкостью исполнения пассажей. Ни гости, ни хозяева не ощущают, что семья заражена пошлостью как неизлечимой заболеванием. Некоторую неловкость чувствует лишь Старцев, ещё не привыкший к местным вкусам.

Тем не менее, на него произвели большое ощущение красота и молодость 18-летией дочери Туркиных Екатерины – той, что играла на рояле. Старцев мечтает о любви, жизнь ему кажется прекрасной. Но Катя – дочка своих родителей. Ее заботит не чувство молодого человека, который полностью мог бы стать ей достойной парой, а стремление продемонстрировать остроумие (по своему уровню сопоставимое с остроумием Туркиных-старших). Она назначает Старцеву свидание па кладбище, куда влюбленный юноша послушно приезжает. Здесь, ожидая Катю, он переживает минуты духовного подъема, которые в его жизни никогда больше не повторятся. Соседство со смертью и любовное беспокойство пробуждают фантазерство героя, оп чувствует, что его души коснулись некие невыразимые истины. Екатерина так и не приходит, и в памяти Старцева остается лишь досада по поводу «хлопот» – даром потраченного времени.

Любовь Старцева была опошлена глупенькой шуткой, а далее отвергнута. Екатерина Ивановна отказала Старцеву, сказав, что она любит искусство и семейная жизнь не для нее. Ложные ценности, внушенные девушке в семье, отодвинули для нее на задний план ценности подлинные. Пошлость – тот самый лютый дух, поразивший семью Туркиных, – лишил и Екатерину Ивановну, и Старцева возможности любви, семейного счастья. Старцев, получив отказ, поначалу переживал. Но потом он постепенно успокоился и зажил по-прежнему. Со временем Екатерина Ивановна уходит из его духовного мира, по вместо псе появиться некому. Его раздражают люди, окружающие его, «своими разговорами, взглядами на жизнь и более того своим видом», удручает их тупая и злая философия. Старцев одинок, поскольку так и не смог внутренне «породниться» с духовным миром Туркиных и им подобных. Обыватели начинают презирать Старцева, называя его «поляком надутым», а тот перестает радоваться жизни, не стремится ни к чему, кроме финансов.

Через несколько лет Екатерина Ивановна возвращается в городишко и ищет встречи со Схарцевым. Живя за пределами родительской семьи, она очень изменилась, стала проще, искреннее, разумнее. Теперь она здраво оценивает свои способности, по зато идеализирует Старцева, полагая, что тот, будучи земским врачом, занимается настоящим, благородным делом. Однако изменился и Старцев. Его личность уже не способна к любви, «огонек» в его сердце ненадолго вспыхивает, но при мысли о деньгах быстро гаснет.

С течением времени Старцев окончательно превращается в «Ионыча» – человека с тяжелым, раздражительным характером, сосредоточившим все свои устремления на деньгах. Прошлое умерло для него, духовная жизнь его закончена. Отгородившись от интеллектуальной убогости обывательского мирка, Старцев не заметил, что сам стал воплощением пошлости и мещанства, превратился в олицетворение духовного провинциализма.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Почему и как доктор Старцев стал Ионычем ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч") А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч"). Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова "Анна на шее" и "Ионыч" Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» Ионыч - характеристика литературного героя ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Человек и среда в "Ионыче" Чехова Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч» Рассказ с прозаическим названием «Ионыч» ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» Анализ рассказа «Ионыч» Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке» Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч» Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч» Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч” Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляре Могла ли любовь спасти доктора Старцева Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРА Своеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»). Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч» Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч". Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч» Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)