Ионыч

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
65 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Основной мотив повестей Чехова «Смерть Ивана Ильича» «В ссылке»»

Сочинение

Отчаяние героя повести при мысли о напрасно прожитой жизни до некоторой степени напоминает основной мотив «Смерти Ивана Ильича» (886). Есть, однако, и различия. Толстой в своей повести на первый план выдвигал проблемы философские, общечеловеческие. Иван Ильич был важен автору как обычный, «средний» представитель целого разряда подобных ему людей. В его жизни до смертельной болезни не было никогда ничего сколько-нибудь замечательного.

Совсем иным предстает перед читателем профессор из повести Чехова. Он прожил большую и нужную людям жизнь, его имя по справедливости стало знаменитым. Тем трагичнее история видного ученого, человека высокой интеллектуальной культуры, который в поисках высокого смысла жизни ощущает себя совершенно одиноким и не способным никому помочь — ни родной дочери, ни своей воспитаннице Кате, которая безуспешно просит у него совета, помощи, поддержки: «Ведь вы мой отец, мой единственный друг!.. Вы были учителем! Говорите же: что мне делать?» Ответа на этот самый важный вопрос у Николая Степановича нет, что является для Чехова признаком ущербности не только сумрачной действительности, но и самого героя при всей его положительности.

Николай Степанович интересует писателя не как человек, нашедший истину, которая уже известна писателю и которая должна быть открыта всем читателям. Чеховский герой не знает истину (да и писатель вовсе не выдает себя за ее носителя или пророка); но отсутствие «общей идеи» его мучает, он остро и болезненно ощущает трагический разлад в жизни, касающийся вовсе не его одного и поэтому еще более заметный.

Поиски настоящей правды, желание преодолеть томительное бездействие, осознать цель и назначение человека определяют многое не только в творчестве Чехова, но и в его биографии. Поездка Чехова на Сахалин в 1890 г.— закономерный результат всей предшествующей деятельности писателя, его ответ на вопрос: как быть и что делать передовой интеллигенции в затхлой тюремной обстановке 80-х годов. Его очерки, собранные в книгу «Остров Сахалин»,— гневное и смелое слово писателя-демократа, разоблачившего весь ужас всероссийской каторги с характерной для нее «предельной степенью унижения человека, дальше которой нельзя уже идти».

По признанию самого Чехова, поездка на Сахалин способствовала его возмужанию, усиливая острое недовольство окружающей действительностью — слишком спокойной и безмятежной по сравнению с теми впечатлениями, которые он вынес из знакомства с каторгой. На острове Чехов встретил бродягу по прозвищу Красивый. Он был перевозчиком и поразил писателя не только добродушным видом, но и совершенно неожиданной на каторге полной удовлетворенностью жизнью. В 892 г. Чехов опубликовал рассказ «В ссылке». В центре повествования — бродяга Семен, прозванный Толковым, тоже_ перевозчик. И он активно проповедует своеобразную философию непротивления. Счастье в жизни Толковый видит в отсутствии всякого желания. Он дошел до того, что может, по его словам, «голый на земле спать и траву жрать», и тут же добавляет: «И дай бог всякому такой жизни». Чехов, ранее испытавший некоторое влияние толстовской философии (она отразилась в его детских рассказах, в «Хороших людях», 1886; «Беде», 1886; «Нищих», 1887), после сахалинского путешествия (под влиянием встреч с бродягой Красивым и ему подобными) уясняет всю опасность проповедей о непротивлении, которые особенно фальшиво звучали на Сахалине, где унижение человека было доведено до предела.

Недаром писатель специально отмечал, что до поездки на Сахалин «Крейцерова соната» Толстого была для него событием, а теперь кажется «смешной и бестолковой». И в рассказе, созданном на материале новых наблюдений, Чехов выступает противником призывов к смирению и внутреннему самоусовершенствованию.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ второй главы рассказа А. П. Чехова «Ионыч» В чем смысл финала рассказа А. П. Чехова «Ионыч»? Деградация Дмитрия Ивановича Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу А. Чехова «Ионыч») Деградация души человека в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Идейно-художественное своеобразие рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Изображение повседневной жизни в произведениях А.П.Чехова Как доктор Старцев стал Ионычем Как и почему Дмитрий Старцев превращается в Ионыча? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч».) Мастерство А. П. Чехова-рассказчика Нравственные качества человека в рассказе Чехова "Ионыч" Обличение мещанства и пошлости в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Обличение пошлости и мещанства в рассказе А. П. Чехова “Ионыч” Образ доктора Старцева в рассказе Чехова «Ионыч» Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Падение души человеческой в рассказе А. П. Чехова «Ионыч». Падение Старцева в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» ПОЧЕМУ ДОКТОР СТАРЦЕВ СТАЛ ИОНЫЧЕМ? Почему доктор старцев становится обывателем Ионычем? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Превращение человека в обывателя (по рассказу Чехова «Ионыч») Роль поэтических образов, красок, звуков, запахов в раскрытии образа Старцева Сочинение по рассказу А.П. Чехова "ИОНЫЧ" Сравнительный анализ первой и последней встречи Старцева и Екатерины Ивановны (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Существует ли настоящая жизнь в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»? Тема гибели человеческой души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Трагедия доктора Старцева Человек и среда в рассказе А. П. Чехова «Ионыч» Почему Старцев стал Ионычем? (По рассказу А. П. Чехова «Ионыч») Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч" Почему доктор Старцев стал "Ионычем" Чехов - мастер короткого рассказа Образ доктора Старцева в рассказе «Ионыч» Крушение человека в повести Чехова «Ионыч» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Превращение доктора Дмитрия Ионыча Старцева в Ионыча Историю любви Старцева к Екатерине Ивановне. Почему эта любовь угасла? Кто по Чехову в этом виноват? В чем смысл финала рассказа А.П.Чехова «Ионыч» Почему и как доктор Старцев стал Ионычем ЭВОЛЮЦИЯ ДОКТОРА СТАРЦЕВА (по рассказу "Ионыч") А.П.Чехов — обличитель мещанства и пошлости (на примере рассказа "Ионыч"). Проблема деградации личности в рассказах А. П. Чехова "Анна на шее" и "Ионыч" Образ доктора Старцева в повести А. П. Чехова «Ионыч» Ионыч - характеристика литературного героя ИЗОБРАЖЕНИЕ "ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА" В РАССКАЗАХ А.П. ЧЕХОВА ЧИЧИКОВ, ГОЛОВЛЕВ, ИОНЫЧ Человек и среда в "Ионыче" Чехова Особенности композиции рассказа Чехова «Ионыч» Рассказ с прозаическим названием «Ионыч» ТЕМА ФУТЛЯРНОСТИ В РАССКАЗЕ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ» Анализ рассказа «Ионыч» Дмитрий Ионыч Старцев, герой рассказа «Ионыч» Провинциальная обстановка в рассказе «Ионыч» Сочинение о произведениям: “Крыжовник”, “Ионыч” Черный монах, “Ионыч”, Человек в футляре Могла ли любовь спасти доктора Старцева Герой рассказа А. П. Чехова «Ионыч» РАССКАЗ А. П. ЧЕХОВА «ИОНЫЧ». МЫСЛИ И ЧУВСТВА АВТОРА Своеобразие прозы Чехова (рассказ «Ионыч»). Деградация Дмитрия Старцева «Ионыч» Разоблачение «пошлости пошлого человека» «Ионыч» Тема духовного перерождения человека в рассказах А.П. Чехова.Образ доктора Старцева в повести А.П.Чехова "Ионыч". Тема духовного падения человека в рассказе Чехова «Ионыч» Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч» Почему не состоялась любовь доктора Старцева и Котика? (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»)