Гамлет, принц датский

Уильям Шекспир


Краткое изложение
Читается примерно за 11 минут
Сочинения
87 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Первый вариант)»

Сочинение

Чтоб добрым быть, нужна мне

беспо­щадность.

В. Шекспир

Наверное, нет людей, воспринимающих Добро и Зло как нечто раз и навсегда оп­ределенное. Точно так же, как нет в живой природе цвета без полутонов, без оттен­ков. Конечно, каждый имеет свое представление об идеале, каждый идет к нему сво­им путем, позволяя (или не позволяя!) себе компромиссы, разочаровываясь в своей мечте или укрепляясь верой.

Известно выражение: «Цель оправдывает средства». Но давайте подумаем: так ли это? Могут ли быть оправданы низкие средства благородной целью? И всегда ли чело­век имеет право вершить суд над другими, определять степень вины и тем более — распоряжаться чужой жизнью?

На эти вопросы до сих пор нет однозначного ответа. Единственное, что мы можем сказать, пытаясь разобраться в поступках шекспировского героя, что, вероятно, у каж­дого времени свое понимание Добра и Зла, чести и бесчестия.

В своей трагедии Шекспир пытается ответить на эти вечные вопросы. Именно по­этому его Гамлет интересен нам и через пять столетий: он то близок и понятен, то загадочен и непредсказуем, как всякий живой человек. Узнав от Призрака правду о смерти отца, Гамлет проверяет его слова, не желая, чтобы даже неприятный ему Клав­дий был оклеветан. Поражает при этом изобретательность, с какой принц пытается сделать это: он просит бродячих актеров сыграть сцену отравления короля. Притвор­ное безумие Гамлета — тоже своеобразная «мышеловка», заставляющая других геро­ев раскрыться. Кроме того, безумие Гамлета символично: ведь у Шекспира безумный или шут — это носители справедливости, самые зрячие, самые мудрые.

Чтобы занести руку с карающим мечом, надо убедиться в верном направлении удара. Правда, при этом можно заколоть и Полония, коварного льстеца и лицемера, думая, что за ковром прячется сам Клавдий. И ни тени раскаяния, хотя только что убил пусть и не очень хорошего, но человека, да к тому же отца своей возлюбленной! Возможно, Гамлет ведет себя так оттого, что уже сделал выбор: «Быть или не быть?» «Не быть» — значит «покориться пращам и стрелам яростной судьбы», сносить «пле­ти и глумленье века, Гнет сильного, насмешку гордеца». «Быть» — значит «ополчась на море смут, сразить их противоборством». Мы видим, что для Гамлета тяжел этот выбор. Не потому, что он не верит в свои силы и не рассчитывает выстоять против Зла и победить, — потому, что он знает: защищая Добро, он должен стать беспощадным. Его короткий жизненный путь — путь гуманного, талантливого юноши, фило­софа, настроенного созидать и творить, — оказался дорогой воина с мечом в руке, потерявшего все: мать, друзей, любимую, даже саму жизнь. Все, кроме чести, досто­инства и веры.Свою личную месть Гамлет совершил, убив Клавдия. Но большая задача — сде­лать так, чтобы в жизни восторжествовало Добро, — остается для него непосильной. И это порождает в нем чувство глубокой скорби, недовольства собой. Воплощением Зла в драме является Клавдий. Но преступный Клавдий — не откровенный «злодей» из мелодрамы. Он коварен и лукав. «Можно улыбаться, улыбаться и быть мерзавцем», — говорит о нем Гамлет. Временами на Клавдия находит даже «покаянное» настроение. Двуличен и Полоний. Лаэрту, к которому Гамлет, в общем-то, хорошо относится, чужды мысли и чувства, которые волнуют принца. Подстрекаемый королем, он, не раздумы­вая, вызывает Гамлета на дуэль. Лаэрта можно понять: он мстит за отца и сестру, но зачем же пользоваться отравленной рапирой? Правда, перед смертью, охваченный чув­ством вины, переживая справедливость Божьего наказания, Лаэрт не просто призна­ется Гамлету во всем — он оправдывает его, говоря: «Простим друг другу, благород­ный Гамлет. Да будешь ты в моей безвинен смерти и моего отца, как я в твоей!»

Не понимает сына и Гертруда, хотя по-своему любит его. Лишь один из друзей, Горацио — друг до конца: он хочет последовать за Гамлетом в могилу. Может быть, он так горячо воспринимает происходящее, потому что «римлянин, не датчанин ду­шою», и это значит, что среди соотечественников героя пока не понимают?

«Быть» для Гамлета — еще и в том, чтобы рассказать миру правду о себе, что он и поручает сделать Горацио. Гамлет заботится и о своем народе: пони­мая, что нет для страны ничего хуже смуты, войн и раздоров, он отдает свой «умира­ющий голос» Фортинбрасу, воспринимая его не как противника, а как достойного, Мужественного человека, явившегося мстить за отца. Похожие судьбы! Норвежский принц поймет Гамлета, воздав ему высшие воинские почести.

Гамлет не хотел быть воином — ему пришлось стать им. Он не успел создать доб­рое и прекрасное, но ценой своей жизни расчистил место для него, борясь со Злом. А главное — заставил нас задуматься над вечным гамлетовским вопросом.

Другие сочинения по этому произведению


Вечность проблем трагедии «Гамлет» История создания трагедии В. Шекспира «Гамлет» Трагедия Шекспира "Гамлет" «Быть или не быть?» - главный вопрос пьесы «Гамлет» В. Шекспира Гамлет — идеальный герой своего времени Проблемы добра и зла в трагедии Шекспира «Гамлет» Любил ли Гамлет Офелию Монолог «Быть или не быть?» - высшая точка раздумий и сомнений Гамлета Проблема выбора в трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет" Характеристика образа Гертруды в трагедии Шекспира «Гамлет» Характеристика образа Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Личность Гамлета Характеристика образа Лаэрта в трагедии Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» (1600-1601) Добро и зло в трагедии Шекспира «Гамлет» Вечные трагедии человечества (По трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет»: проблемы героя и жанра Гамлет как носитель гуманистических идей эпохи возрождения Трагичен ли образ Гамлета В чем трагедия Офелии «Гамлет» одно из самых великих произведений мировой драматургии Трагедия “Гамлет” Конфликт трагедии «Гамлет» Чем близок нам Гамлет сегодня Главные образы трагедии В. Шекспира «Гамлет» Мои размышления над образами Печорина и Гамлета Проблема выбора в трагедии «Гамлет» Место действия и время трагедии «Гамлет» Характеристика образа Клавдия в трагедии Шекспира «Гамлет» \"Он человек был — человек во всем; ему подобных мне уже не встретить\" (по трагедии Шекспира \"Гамлет\") Гамлет — личность обращенная к будущему Вечные трагедии человечества Легенда о Гамлете из датской летописи и ее переосмысление Шекспиром Датский римлянин образ Горацио тень Гамлета «Гамлет принц датский» произведение искусства и человеческой гениальности Творчество Шекспира отличается своей масштабностью — чрезвычайной широтой интересов и размахом мысли Поэтическая трагедия «Гамлет» Зазеркалье принца Гамлета потусторонний мир в трагедии Трагедия «Гамлет» ее философско моральные мотивы Гамлет наш современник Этот мир «Гамлета» значение второстепенных героев Мастерство драматургической композиции трагедии «Гамлет» Образ Гамлета. Предварительные замечания Вызов, брошенный всему миру (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») «Гамлет» трагедия главного героя Гамлет и его высокое понятие о чести Гамлет сценический и Гамлет внутренний В чем для нас тайна Гамлета Невидимые лица трагедии. Отец Гамлета Гамлет и Дон Кихот Новый взгляд в будущее (по трагедии У. Шекспира "Гамлет") «Гамлет» У. Шекспира — Трагедия разбуженного сознания Я исповедую Гамлета Образ Полония в трагедии Шекспира «Гамлет» Содержание «Гамлета» и вытекающие из него идейные проблемы Судьба и жизнь. Два короля Гамлет и Клавдий Сцена на кладбище в трагедии «Гамлет» Завязка трагедии «Гамлет» Определите главные морально-философские мотивы трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет» Трагедия «Гамлет» Уильяма Шекспира Значение «Гамлета» в духовной истории человечества Деление действия на пять частей в трагедии «Гамлет» Образ Горацио и его роль в трагедии «Гамлет» Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» В чем сходство и в чем различие образов Гамлета и Печорина Гамлет герой Шекспира «Вечные» вопросы в трагедии В. Шекспира «Гамлет» Понимание образа Лаэрта в трагедии «Гамлет» Трагический конфликт принца Гамлета Различие между видимостью и сущностью в трагедии «Гамлет» Поэтический взгляд на мир в трагедии «Гамлет» Развязка трагедии «Гамлет» Женские образы в трагедии У. Шекспира «Гамлет» Загадка сюжета трагедии «Гамлет» Художественный образ Гамлета Проблема Добра и Зла в трагедии В. Шекспира «Гамлет» (Второй вариант) Что вкладывает Гамлет в понятие «человек» (по пьесе В. Шекспира) Многогранность шекспировских характеров образ Офелии Философская глубина «Гамлета» Наш современник Вильям Шекспир Эпическое лирическое драматическое в трагедии «Гамлет» Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала трагедии Трагедия разбуженного сознания Любовь и безумие Офелии (по трагедии У. Шекспира «Гамлет») Одинокость главного героя в трагедии Шекспира «Гамлет» Соотношение мести и справедливости в трагедии У. Шекспира «Гамлет»