Бедная Лиза

Николай Михайлович Карамзин


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
56 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза»»

Сочинение



«Бедная Лиза» построена на основе сюжета, распространенного в европейских литературах второй половины XVIII в., - о любви дворянина и простой девушки. Писатели антифеодальной настроенности видели в этом сюжете возможность показать губительные последствия сословного неравенства, возможность потрясти читателя чувством обиды за попранные человеческие права. Ничего этого нет у Карамзина. Человечность демократического сентиментализма, требовавшая свободы для всякого человека, превратилась у него в лозунг «и крестьянки любить умеют» («Бедная Лиза»).

Если сентименталисты-демократы показывали сильные и глубокие переживания людей из народа для того, чтобы снять с этих людей ярмо феодального подавления, то Карамзин проповедует другое: так как все люди могут чувствовать одинаково, и крестьянам, так же как помещикам, доступны сладостные переживания любви, семейных радостей, «добродетелей», чувства природы, то незачем волноваться и стремиться к изменению участи крестьян; они и в крепостничестве могут быть счастливы. Бедная Лиза не столько настоящая крестьянка, сколько идеальная героиня, и ее печальная история не возмущает, а лишь должна создавать лирическое настроение. В этом - главное. Читатели и читательницы проливали слезы о бедной Лизе, и эти слезы были приятны для них, и повесть открывала им в их собственной душе богатства, ранее скрытые. Общий колорит эмоции, вызываемой повестью, все же был человеколюбив, воспитывал гуманность.

Один из учеников Карамзина писал: «Сладко разделять и самые жестокие других несчастья!.. Мы чувствовали всю сладость участия и, несмотря на текущие слезы, сердце наше тайно восхищалось, видя себя к тому способным». Такое именно чувство раскрывала современникам «Бедная Лиза».




Лирическая манера повествования Карамзина с самого начала повести настраивала читателя. Самый пейзаж в начале ее был дан не в порядке «информационном», не как простое описание, а как увертюра, вводящая в соответствующий круг эмоций. И вот - переход к самому повествованию; «Но всего чаще привлекает меня к стенам Симонова монастыря воспоминание о плачевной судьбе Лизы, бедной Лизы, Ах! я люблю те предметы, которые трогают мое сердце и заставляют меня проливать слезы нежной скорби!» Перед этой лирической темой исчезают очертания самого сюжета, до крайности упрощенного.

Сюжет сам по себе вообще никогда не интересует Карамзина; для него важна тональность вещи, а не события внешнего мира, о которых идет в ней речь. Для «Натальи, боярской дочери» он взял сюжет «Фрола Скобеева», правда, переиначив и упростив его. Тем не менее его повесть совсем не похожа на новеллу XVII в., потому что сущность ее не в истории похищения девушки, а в мечте о старых добрых временах и в теме молодой любви. Сюжет совсем исчезает в очерках Карамзина. Так, очерк «Деревня» (1791) - это стихотворение в прозе о сладостном уединении на лоне природы, изящное, тонкое, лирическое. Картины природы здесь сливаются с образами эмоций, ради которых они и написаны, и переливаются в лирические размышления. Музыка речи организует этот своеобразный сплав. Душевный мир человека, удалившегося от дел мира сего, счастье ухода от действительности в свое «я» - вот содержание этого очерка.

В таком же лирическом плане дает Карамзин и мотивы, восходящие к западной литературе романтики тайн, ужасов ночи, средневековых замков и незаконных страстей. Без сомнения, именно Карамзин открыл для русской прозы полосу интереса к романтике. Но у него и здесь на первом плане его новаторское устремление к созданию особой атмосферы настроения в произведении. Ведь это было, действительно, значительное открытие, открытие индивидуального душевного состояния, вынесенного за скобки рационализмом классической литературы, а потом в XIX в. чрезвычайно важного для творческого метода не только лирики, но и прозы, сначала романтической, а потом и реалистической.

Другие сочинения по этому произведению


«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения Характеристика Лизы Анализ повести "Бедная Лиза" Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Краткое содержание и анализ произведения "Бедная Лиза" Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза» Размышления о “Бедной Лизе” Карамзина Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести Тема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему Характеристика образов дворянина Эраста и крестьянки Лизы Описания в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Характеристика Эраста Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза» Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза» Бедная Лиза Психологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза» Сентиментализм в русской литературе О повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Бедная Лиза . Карамзин Н.М. Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» - повесть о печальной участи крестьянской девушки Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозы Лиза — главная героиня повести Карамзин и русский сентиментализм Повесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы «Бедная Лиза» - «Первое национальное произведение» Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Анюта персонаж повести Карамзина "Бедная Лиза" Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза» Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза») Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия» Темы идеи образы повести Николая Карамзина "Бедная Лиза" Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза» Сюжет первой и самой известной повести Карамзина Экранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Описание «нижних чинов» в произведениях русских писателей