Бедная Лиза

Николай Михайлович Карамзин


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
56 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Сентиментализм в русской литературе»

Сочинение



1. Сентиментализм как литературное направление.
2. История любви крестьянки и молодого дворянина.
3. Характеристики главных героев.

Литературное направление «сентиментализм» получило свое название от французского слова sentiment, то есть чувство, чувствительность). Это направление было очень популярным в литературе и искусстве второй половины XVIII — начала XIX веков. Отличительной особенностью сентиментализма было внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональному состоянию. С точки зрения сентиментализма именно человеческие чувства были главной ценностью.

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» полностью соответствует канонам сентиментализма. В этом произведении

рассказано о несчастной крестьянской девушке, волею судьбы оказавшейся игрушкой в руках барина.

Молодой дворянин Эраст был человеком легкомысленным и избалованным. Он с самого начала не смог понять искреннюю и пылкую натуру крестьянской девушки Лизы.

Был ли молодой дворянин влюблен в крестьянку? Очевидно, сначала в его душе зародилось это прекрасное чувство. Но, увы, пресыщенного юношу не могли долго привлекать прелести крестьянки. И дело было совсем не в том, что Лиза была недостаточно интересна. Нет, безусловно, девушка была настоящим идеалом — красивой, верной, искренне любящей. Она могла бы сделать счастливым достойного человека. К Эрасту это, безусловно, не могло относиться. Его отношение к жизни сильно отличается от взглядов Лизы. Молодой человек изначально был полной противоположностью героине. Он не знал ни нужды, ни лишений. Ему чужды были такие чувства, как привязанность, верность. Любовь для него была только игрой, легкой и необременительной.

Когда Эраст соблазнил Лизу, она ощутила надвигающуюся трагедию. Природа словно отозвалась на предчувствия девушки. Блеснула молния, и грянул гром. Лиза испугалась. Она ощутила себя преступницей, заслуживающей самого сурового наказания. Предчувствия Лизы оправдались. В скором времени пылкая и прекрасная девушка надоела избалованному дворянину. Его чувства были непрочны, ведь он с самого начала не считал отношения с Лизой чем-то серьезным.




Чувствительная девушка не может восприниматься читателем как простая крестьянка. Ведь крестьянскому сословию свойственны такие качества, как прагматизм, грубость, приземленность. Лиза больше напоминает девушку образованную, выросшую в праздности; окруженную заботой и вниманием родных. Однако такое несоответствие совсем не вредит повести, а, напротив, делает ее еще более выразительной и интересной.

Как бы то ни было, но повесть Карамзина «Бедная Лиза» была очень популярна в конце XVIII — начале XIX веков. Читатели находили в ней не только красивую историю любви, но и видели сходство с реальной жизнью. Как это ни парадоксально, но Карамзин весьма достоверно передал историю возникновения влюбленности у неискушенной наивной девушки. Будь Лиза немного более опытна, с ней бы не могло случиться ничего подобного. Она бы смогла лучше понять Эраста и не оказалась бы в подобной ситуации.

Можно ли считать молодого дворянина Эраста по-настоящему отрицательным героем? Разумеется, нет. Ведь в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая себя убийцей. Молодой дворянин чрезмерно легкомысленен. Именно так и говорит о нем писатель: «Теперь читатель должен знать, что сей молодой человек, сей Эраст был довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и жаловался на судьбу свою. Красота Лизы при первой встрече сделала впечатление в его сердце».

Об Эрдсте мы узнаем, что он увлекался чтением романов, и особенно привлекали его идиллические истории. «Он читывал романы, идиллии, имел довольно живое воображение и часто переселялся мысленно в те времена (бывшие или не бывшие), в которые, если верить стихотворцам, все люди беспечно гуляли по лугам, купались в чистых источниках, целовались, как горлицы, отдыхали под розами и миртами и в счастливой праздности все дни свои провождали. Ему казалось, что он нашел в Лизе то, чего сердце его давно искало».

Мы понимаем, что Эраст как бы отрицает реальную жизнь, предпочитая жизнь вымышленную. Это роднит его с Лизой. Несмотря на то что девушка знает нужду и лишения, она все равно плохо знает жизнь настоящую, непридуманную. Поэтому она и наделяет всеми возможными положительными качествами Эраста, несмотря на то что он совсем не соответствует таким характеристикам.

Эраст отправляется в военный поход. И именно здесь он умудрился спустить все свое состояние, проиграв его в карты. Это так же свидетельствует о том, что молодой дворянин на редкость несерьезен и не может нести ответственность даже за свою жизнь. Тем более, он не в состоянии оценить чувства Лизы, для него они такая же легкая игра, как преферанс.

Разорившийся дворянин желает поправить свои дела выгодным браком. Он честно заявляет об этом Лизе. Обманутая в лучших своих чувствах Лиза бросается в пруд. Жизнь для нее кончена, она измучена долгими страданиями. И поэтому не находит ничего лучше, как покончить с жизнью.

Сентиментальные романы и повести, столь популярные в XVIII—XIX веках сегодня воспринимаются читателями как наивные сказки, где вымысла гораздо больше, чем правды. Однако произведения, написанные в духе сентиментализма, оказали огромное влияние на развитие русской литературы. Они дали возможность запечатлеть на бумаге все оттенки человеческой души. Пусть в повести «Бедная Лиза» герои выглядят несколько неестественно, все равно произведение Вызывает искренний интерес читателей, несмотря на то что с момента его создания прошло так много лет.

Другие сочинения по этому произведению


«Бедная Лиза» Карамзина как сентименталистская повесть Образ Лизы в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Образ Лизы в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» глазами современного читателя Рецензия на произведение Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеристика Лизы и Эраста (по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза» Роль пейзажа в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Н.М.Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» как пример сентиментального произведения Характеристика Лизы Анализ повести "Бедная Лиза" Сочинение по повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Краткое содержание и анализ произведения "Бедная Лиза" Характеристика Эраста (Карамзин, повесть «Бедная Лиза») Черты сентиментализма в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Основные проблемы любви в повести Карамзина Бедная Лиза Утверждение общечеловеческих ценностей в повести Карамзина «Бедная Лиза» Размышления о “Бедной Лизе” Карамзина Н. М. Карамзин «Бедная Лиза». Характеры главных героев. Основная мысль повести Тема естественной природы и города в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» За что автор осуждает Эраста и в чем сочувствует ему Характеристика образов дворянина Эраста и крестьянки Лизы Описания в повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Характеристика Эраста Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» Чем интересна повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Характеры героев и финал повести «Бедная Лиза» Основные проблемы любви в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» Художественные особенности повести H. М. Карамзина «Бедная Лиза» Бедная Лиза Психологический конфликт в повести Карамзина «Бедная Лиза» О повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Бедная Лиза . Карамзин Н.М. Темы, идеи, образы повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» «Бедная Лиза» - повесть о печальной участи крестьянской девушки Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе Тема маленького человека в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» "Бедная Лиза" Н. М. Карамзина, как пример сентиментальной прозы Лиза — главная героиня повести Карамзин и русский сентиментализм Повесть Карамзина «Бедная Лиза» и новая эпоха русской литературы «Бедная Лиза» - «Первое национальное произведение» Краткий сюжет повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Анюта персонаж повести Карамзина "Бедная Лиза" Проза сентименталистов на примере повести «Бедная Лиза» Лирическая манера повествования в повести Карамзина «Бедная Лиза» Роль знака тире в прощальной сцене (по повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина) Жанр повести в творчестве Карамзина (на примере повести «Бедная Лиза») Гуманистическая идея в повести «Бедная Лиза» и «Юлия» Темы идеи образы повести Николая Карамзина "Бедная Лиза" Поэтизация мечтательности в лучшей повести Карамзина «Бедная Лиза» Сюжет первой и самой известной повести Карамзина Экранизация повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина Описание «нижних чинов» в произведениях русских писателей