Недоросль

Денис Иванович Фонвизин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
131 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2)»

Сочинение


Три основные темы проходят через все драматические произведения Дениса Ивановича Фонвизина: тема воспитания «новой породы» людей, крепостного права, государственного устройства России. В комедии «Недоросль» ярче всего отражается первая. Тема воспитания вообще была крайне популярна в литературе XVIII века, но драматургия уделила ей сравнительно мало внимания. Ввел же ее в драматургию Д.И. Фонвизин, и эта тема проходит красной нитью через все творчество драматурга. Затем ее блестяще продолжит А.С. Грибоедов в комедии «Горе от ума». Тема воспитания зародилась у Фонвизина еще в «малолетстве», когда родители учили его грамоте и когда свою систему обучения он мог сравнивать с системой своих сверстников. Эта тема упрочивалась фактом его поступления в университетскую гимназию, университетскими впечатлениями. В разных вариантах комедии (а их, кроме окончательного, известно еще три) тема воспитания недорослей оставалась центральной. В ней менялись ситуации, осложнялись или упрощались детали, недоросли изображались то помоложе, то постарше, то оказывались совершенно взрослыми людьми, занимающими видные должности, но это не меняло основной темы, сюжета, главной решаемой автором проблемы.

Это постоянство обусловливалось и общественно-политическими причинами. К середине 60-х годов XVIII века, в связи с продолжавшимися экономическими и социальными реформами, начатыми еще при Петре Первом, в русском обществе наблюдается идеологический сдвиг, связанный с идеями просветительства и формированием интеллигенции. Влияние просветительских идей того времени и университета на все художественное творчество Фонвизина несомненно. Поэтому u1085 не случайна и основная тема комедии Фонвизина «Недоросль» — тема воспитания. Уже сам факт учреждения университета, который ставил одной из своих задач избавить молодежь от кустарного метода обучения малоквалифицированными педагогами, произвел на него большое впечатление, заставил все настойчивее сравнивать свое домашнее образование с университетским. В окончательном варианте комедии «Недоросль», начатом Фонвизиным в начале 1780 года и законченном в начале 1782-го, живущие в деревне родители пятнадцатилетнего Митрофана специально едут в Москву, чтобы нанять там учителей для своего отпрыска. Ими оказываются бывший семинарист Кутейкин, который учит ребенка четвертый год, бывший солдат Цыфиркин — третий и кучер-немец (!) Вральман, его наняли для обучения французскому языку аж на пять лет. По словам Простаковой, ее сын учится у них в целом четыре года, но, как видно из текста комедии, не выучился ни писать, ни определять части речи, ни считать. Этим-то «учителям», шарлатанам от образования, Фонвизин уделяет в комедии значительное внимание, и тема воспитателей, наряду с темой воспитания в целом, занимает значительное место в комедии. В результате он создает замечательную галерею воспитателей: родители (Простаковы), нянька (Еремеевна), русские и иностранные учителя.

Роль родителей в воспитании потомства огромна и несомненна. Но отец в комедии имеет весьма малое влияние на сына. Главную роль в поместье играет госпожа Простакова. Она — глава семьи Простаковых, держащая в страхе и повиновении и мужа, и сына, и даже брата (Скотинина), не говоря уже о крепостных и вольнонаемных слугах. Простакова — женщина властная, деспотичная. Замужем она лет шестнадцать, и за это время ее муж, слабохарактерный человек, потерял всякую самостоятельность и превратился в подкаблучника. Простакова неграмотна, в ее роду считалось чуть ли не грехом и преступлением учиться, но сила ее воли и сознание своего права распоряжаться чужой жизнью, особенно жизнью крепостных, заставляют покоряться ей даже любимое чадо — Митрофанушку, который, впрочем, очень рад от нее избавиться и откреститься, когда именье берут в государственную опеку и лишают его маменьку ее самодержавной власти. Слепая, звериная любовь деспотичной женщины определяет нравственные позиции сына и его моральное развращение. Нянька Еремеевна является классическим образцом крепостной прислуги. Привязанная каким-то животным чувством к своему питомцу, она давно потеряла какое бы то ни было чувство собственного достоинства, стала рабой. Ругань, побои не вызывают в ней чувства протеста. Она покорилась своей судьбе и умеет лишь только жаловаться на нее да заботиться о своем воспитаннике.









Кутейкин и Цыфиркин — оба малограмотны, но нравственно между ними большая разница. Она сказывается в финальной сцене, когда выясняется степень задолженности Простаковой учителям за их труды по обучению Митрофана. Кутейкин учит его четвертый год, Цыфиркин — третий. Оба они понимают, что никакой реальной пользы они ему не приносят, что он не хочет учиться и невосприимчив к знанию, что труды их напрасны. И в то же время Кутейкин предъявляет заранее обдуманный счет: «За полгода за учение, за обувь, что истаскал в три года, за простой, когда сюда прибредешь, бывало, по-пустому...» Цыфиркин же отказывается от оплаты. Простакова, как выясняется, должна ему за год десять рублей. «Так на те десять рублей я износил сапогов в два года. Мы и квиты». А за учение он отказывается получать деньги. «По-пустому не брал и не возьму», — говорит он, так как солдатская совесть не позволяет ему брать деньги за то, что он ничему не смог научить своего воспитанника. Иноземец Вральман заслуживает особенного внимания. Он, немец по происхождению, говорящий с утрированным немецким акцентом, вот уже четыре года учит Митрофанушку французскому языку. Стародум, приехавший в поместье Простаковой вызволить из ее рук свою племянницу Софью, с удивлением узнает в этом учителе своего бывшего кучера, а в ответ на упреки в недобросовестности слышит незамысловатый рассказ: «Та што телать, мой патюшка! Не u1103 я перфой, не я послетний... Пришло мне липо с голод мерать, либо ушитель...» Вральман с удовольствием возвращается к своей прежней профессии и везет Стародума с Софьей прочь из имения Простаковых.

Таковы воспитатели юноши. Каков же воспитанник получился у них? Недоросль изучил азбуку и начала грамматики (правда, весьма своеобразно: вспомним его знаменитые рассуждения про дверь, которая может быть и существительным, и прилагательным), даже читает книгу! Обучается с грехом пополам и арифметике, и истории (у Вральмана и скотницы Хавроньи), и географии, знание которой, впрочем, считается излишним при наличии извозчиков. По существу, недоросль, как большинство поместных дворян, пассивен, ленив, нелюбопытен, уверен в возможности бездельничать и жить за счет доходов от имения. Его учат, но учиться он не желает. Его хотят женить, он даже как будто увлекается мыслью о женитьбе: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Но и жениться он согласен лишь для того, чтобы не учиться, и потому, что этого хочет мать. Ужасно, если Россией и крепостными будут управлять такие люди, и немаловажна в формировании подобного типа характера вина воспитания и воспитателей, которые были у Митрофанушки. Так из плоскости семейных житейских отношений переносит автор поднимаемую им проблему на высокий общественно-политический обличительный уровень. «Недоросль» был этапным явлением русской драматургии, скачком в ее развитии в связи с остротой идейно-политического содержания, с обличительным реализмом. Эта комедия и сейчас сохраняет свою актуальность в связи с поднимаемой в ней темой воспитания и двумя составляющими этого процесса: воспитателями и воспитываемыми. Оценивая значение этой темы и творчества Фонвизина в русской литературе, Горький писал: «Фонвизиным начата великолепнейшая и, может быть, наиболее социально-плодотворная линия русской литературы — линия обличительно-реалистическая».

Другие сочинения по этому произведению


Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин — автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Сочинение на тему "Недоросль" - литературный прорыв 18 века" Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых—Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1) Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль» Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль» Характеристика образа Стародум Тема воспитания в комедии «Недоросль» Краткая характеристика произведения "Недоросль" Фонвизина Д.И. Сын, достойный своей матери О замысле «Недоросли» Митрофанушка 2 Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль» Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина "Недоросль" Комическое и трагическое в комедии «Недоросль» Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка» Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль» Героиня комедии Фонвизина Недоросль Образ Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и Скотинины Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3) Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль» Жанровое своеобразие произведения «Недоросль» Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Просветительские идеалы в комедии Эта комедия - бесподобное зеркало Скоты, владеющие людьми Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина "Недоросль" Герои взятые "прямо из житейского омута" Социально политическая идея «Недоросль» Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль» Сатиры смелый властелин Вершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль» Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина Простакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типа Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина Примитивная натура Простаковой и Скотинина Обличение крепостнического строя в комедии Фонвизина "Недоросль" «НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I Каноны литературной условности речи в произведении «Недоросль» Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина «Недоросль» — антикрепостническая пьеса Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль» Главные черты реализма в произведении «Недоросль» "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает" В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин "Бригадир") Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» "Друг свободы", "сатиры смелый властелин" Фонвизин