Недоросль

Денис Иванович Фонвизин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
131 сочинение
Главные герои
И их характеристика

«Проблематика и герои комедии Д. Н. Фонвизина «Недоросль»»

Сочинение

Комедия Д. Н. Фонвизина «Недоросль» является вершиной русской
драматургии XVIII века. Произведение создано по строгим правилам
классицизма: соблюдается единство времени (сутки), места
(дом Простаковых) и действия (соперничество женихов Софьи); герои
делятся на положительных и отрицательных. Придерживаясь
рамок классицизма, Фонвизин создает сатирическую комедию,
в которой выводит узнаваемые современные типы и поднимает
злободневные социальные проблемы. Именно поэтому власти с большой
неохотой разрешали единичные постановки «Недоросля» Название
комедии несколько маскирует ее главный политический смысл. Можно
подумать, что пьеса посвящена, прежде всего, проблемам воспитания
молодежи. Действительно, о воспитании много говорится в комедии,
и имя ее героя, недоросля Митрофанушки, стало нарицательным
для обозначения молодого лентяя. Однако главным в пьесе
является обличение произвола помещиков - крепостников. Фонвизин,
прикрываясь темой воспитания, замахнулся на основы государственного
устройства. В уста Стародума автор вложил свои смелые
идеи о несправедливости существующего строя и необходимости
его изменения. Герои комедии сталкиваются прежде всего в идейном,
а не любовном конфликте. Интрига, связанная с борьбой за богатую
невесту, является второстепенной. Герои разделяются на два
лагеря по идейному принципу.
Простаковы и Скотинин - главные представители лагеря противников.
Простакова заправляет всем в доме и не представляет себе,
что власть ее над простыми людьми кто-то может ограничить. Никаких
моральных ограничений для Простаковой не существует. «Разве
я не властна и в своих людях?» - удивляется она, когда Правдин
запрещает без причины наказывать крепостных. Простакова постоянно
ругает верных слуг, грозит им наказанием, а порой, не выдержав,
сама набрасывается с кулаками. Ее любовь к сыну Митрофанушке
имеет другую крайность. Простакова не видит в своем ребенке многочисленных
недостатков, потакает ему во всем и готова пойти на
преступление ради Митрофанушки. Простаков только формально
считается хозяином в доме: всем заправляет его жена. Простаков
откровенно глуп и прямо заявляет супруге: «При твоих глазах мои
ничего не видят». Неудивительно, что их сын растет лентяем, обжорой,
трусом и грубияном. Он не уважает даже горячо любящую его
мать. « Не хочу учиться, а хочу жениться» - вот девиз Митрофана.
Вполне отвечает своей фамилии Скотинин. В его жизни есть только
один интерес - свиньи. Чтобы увеличить их поголовье, Скотинин
собирается жениться на Софье. Свиньи живут у Скотинина гораздо
лучше людей, а он хвастается своей способностью добывать средства:
«... всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру со своих же крестьян,
так и концы в воду».
Лагерь положительных героев возглавляют Стародум и Правдин.
Стародум выступает как рупор прогрессивных авторских идей,
а Правдин олицетворяет действующую справедливую власть. Стародум
проповедует истины эпохи Просвещения и старается следовать
им на практике. Он отказался служить при дворе, поскольку
там царит «себялюбие»: «Тут себя любят отменно; о себе одном пекутся;
об одном настоящем часе суетятся». Когда Правдин заявляет,
что таких достойных людей, как Стародум, необходимо приглашать
ко двору, в ответ ему звучит крайне опасное высказывание: «Тщетно
звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам
заразится». Стародум честно заработал свой капитал в Сибири,
деньги не имеют над ним власти. Превыше всего Стародум ценит
честь, достоинство, благородство души: «Без нее просвещеннейшая
умница - жалкая тварь. Невежда без души - зверь». Последние его
слова как нельзя лучше характеризуют отрицательных героев комедии.
Правдин является представителем справедливой власти. В финале
пьесы он от имени правительства вершит суд: берет в опеку
имение Простаковых, делает предупреждение Скотину, отправляет
Митрофана на службу. Любовная интрига в пьесе условна и служит
для развития сюжета. Скотинин и Митрофан не могут считаться серьезными
соперниками достойного избранника Софьи - офицера
Милона. Преступная попытка Простаковой похитить Софью приводит
к развязке, в которой порок наказывается.
Нестареющим юмором пронизаны сцены обучения Митрофана.
Учителя подобрались под стать ему: семинарист Кутейкин, отставной
сержант Цыфиркин, немец Вральман, бывшей кучер Стародума.
Понятно, что при таких учителях и попустительстве матери Митрофан
может только насмешить своими знаниями: «Вон у чулана шеста
неделя дверь стоит, еще не навешена: так та покамест существи-
тельна». Историю он изучает, слушая истории скотницы Хавроньи,
о географии не имеет понятия, на что Простакова заявляет: «Да извозчики-
то на что же? Это их дело. Это таки и наука-то не дворянская».
Смелая сатира Фонвизина далеко опередила свое время. Лишь
через 80 лет после ее создания отменили крепостное право. Но и сейчас
комедия сохраняет свой общечеловеческий смысл. По-прежнему
остаются важными проблемы, связанные с воспитание и образованием
молодежи. Ушла в прошлое монархия, но никуда не исчезло
властолюбие, заставляющее людей жертвовать лучшими качествами
ради достижения цели. Комедия Фонвизина остается живым напоминанием
через века о вечных человеческих ценностях.

Другие сочинения по этому произведению


Недоросль Анализ произведения Д.И. Фонвизина «Недоросль». Дворяне просвещенные и невежественные в пьесе Д. Фонвизина «Недоросль» Дворяне просвещенные и непросвещенные в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Добро и зло в комедии Фонвизина «Недоросль» Жизненно важные вопросы в пьесе «Недорсль» Идеи русского просвещения в комедии "Недоросль" Идеи русского просвещения в комедии Д. Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в. Какой я представил себе Простакову? Образ второстепенных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Образ госпожи Простаковой в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образ Мирофанушки в комедии «Недоросль» Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» Образ Тараса Скотинина в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Образы бессмертной комедии «Недоросль» Образы отрицательных героев в комедии Фонвизина «Недоросль» Построение и художественный стиль комедии "Недоросль" Почему комедию Фонвизина «Недоросль», обличающую крепостное право, называют комедией воспитания? Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания и образования в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Проблемы воспитания в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Проблемы образования и воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль». Проблемы, отраженные в комедии Фонвизина «Недоросль» Речевые характеристики в комедии «Недоросль» САТИРИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ КОМЕДИИ "НЕДОРОСЛЬ" Сатирическая направленность комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Скоты владеющие людьми (По комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль") Смешное и грустное в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Смысл названия комедии Фонвизина «Недоросль» Сын, достойный своей матери По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Тема воспитания и образования в пьесе «Недоросль» Фонвизин — автор комедии «Недоросль» Характеристика госпожи Простаковой (по комедии Д.И. Фонвизина) Чему научила меня комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»? Что высмеивает Д.И. Фонвизин в воспитании Митрофанушки? «Вот злонравия достойные плоды!» (по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль») Портретная характеристика Простаковой в комедии «Недоросль» Семья Простаковых ОБРАЗ МИТРОФАНУШКИ Анализ произведения Характеристика Митрофана в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Фонвизин «Недоросль». «Вот злонравия достойные плоды!» Проблема воспитания в комедии «НЕДОРОСЛЬ» Характеристика образа Стародума в пьесе «Недоросль» Центральная героиня пьесы «Недоросль» госпожа Простакова Главный смысл комедии Фонвизин «Недоросль» Характеристика образа Митрофан Терентьевич Простаков (Митрофанушка) Образ Митрофана в комедии Фонвизина "Недоросль" Актуален ли образ Митрофанушки в наше время Опасен или смешон Митрофан (Комедия «Недоросль») Образ и характер Простаковой в комедии Фонфизина Значение речевых характеристик в комедии "Недоросль" Черты классицизма в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» Характеристика образа Софья Главное лицо комедии помещица Простакова Недоросль Митрофанушка Сочинение на тему "Недоросль" - литературный прорыв 18 века" Учителя и слуги в доме простаковой (комедия «Недоросль») Классицизм в драматургии. Комедия «Недоросль» Д. И. Фонвизина Почему Митрофанушка стал недорослем (2) История создания комедии «Недоросль» Обличение крепостнического строя в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Воспитание достойного гражданина по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Митрофанушка 1 Семейный портрет Простаковых—Скотининых Характеристика образа Простаковой в комедии «Недоросль» Характеристика образа Простакова Сатирическое мастерство Д. И. Фонвизина Построение и художественный стиль комедии Образ и характер Митрофана Неоднозначность добра и зла в образах комедии "Недоросль" Фонвизина Смешное в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль" Почему Митрофанушка стал недорослем (1) Cатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в комедии Фонвизина «Недоросль» Лучшие произведение Дениса Ивановича Фонвизина комедия «Недоросль» Характеристика образа Стародум Тема воспитания в комедии «Недоросль» Краткая характеристика произведения "Недоросль" Фонвизина Д.И. Сын, достойный своей матери О замысле «Недоросли» Митрофанушка 2 Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Примитивная натура Простаковой и Скотинина в комедии «Недоросль» Проблема характера героя в произведении «Недоросль» Фонвизина Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина "Недоросль" Комическое и трагическое в комедии «Недоросль» Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! Митрофан тип избалованного «маменькиного сынка» Индивидуализация действующих лиц комедии «Недоросль» Героиня комедии Фонвизина Недоросль Образ Митрофана, как наследие которое готовят России Простаковы и Скотинины Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 3) Идейно художественное своеобразие комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» Дворянство в комедии Фонвизина «Недоросль» Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» (вариант 2) Жанровое своеобразие произведения «Недоросль» Центральная идея и ее выражение в пьесе Фонвизина «Недоросль» Изображение дворянства в комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль" Идейно художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Просветительские идеалы в комедии Эта комедия - бесподобное зеркало Скоты, владеющие людьми Проблема воспитания в комедии Фонвизина «Недоросль» Идеи русского просвещения в пьесе Д. И. Фонвизина "Недоросль" Герои взятые "прямо из житейского омута" Социально политическая идея «Недоросль» Сатирическая направленность комедии Фонвизина «Недоросль» Сатиры смелый властелин Вершина русской драматургии XVIII века — пьеса Д И Фонвизина «Недоросль» Тип лентяя Митрофанушки у Фонвизина Простакова, как собирательный образ отрицательных черт своего классового типа Неоднозначность добра и зла в образах комедии “Недоросль” Дениса Фонвизина Примитивная натура Простаковой и Скотинина Обличение крепостнического строя в комедии Фонвизина "Недоросль" «НЕДОРОСЛЬ» и ПЁТР I Каноны литературной условности речи в произведении «Недоросль» Классицизм в драматургии Комедия «Недоросль» Фонвизина «Недоросль» — антикрепостническая пьеса Сатирическое обличение отрицательных сторон жизни крепостной России в комедии Фонвизина «Недоросль» Главные черты реализма в произведении «Недоросль» "Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает" В.О.Ключевский. (По одному из произведений русской литературы — Д И Фонвизин "Бригадир") Идейно художественное своеобразие комедии Фонвизина «Недоросль» "Друг свободы", "сатиры смелый властелин" Фонвизин