Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Скачать.fb2
Виктория СамойловнаТокарева

«День без вранья»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Двадцатипятилетний Валентин, учитель средней школы, однажды утром просыпается с ощущением счастья, потому что ему приснилась радуга. Валентин опаздывает на работу — он преподаёт французский язык в средней школе. Он думает о том, что в последнее время стал слишком часто врать, и понимает: вранье по мелочам значит, что он несвободен и кого-то боится. Валентин решает прожить день без вранья.

Когда-то он хотел учиться в Литературном институте на отделении художественного перевода, потом — стать переводчиком и ездить за границу. Ни то ни другое ему не удалось. Как не удалось по окончании иняза уехать в степь, о которой он мечтал, — не удалось из-за матери и любимой девушки Нины. Теперь он переводит рассказы с одного языка на другой, хотя денег ему никто не обещает.

В троллейбусе Валентин опускает в кассу три копейки и отрывает билет — потому что ему жаль переплатить копейку, опустив пятачок. Заметившей это контролёрше он честно говорит о причине недоплаты, и, удивлённая, она не берет с него штраф.

В школе он начинает привычный урок в пятом «Б» классе. Ученик Собакин, как всегда, забрался на шведскую стенку, но Валентин не требует, чтобы он сел за парту. Вместо того чтобы объяснять ребятам скучную грамматику, Валентин рассказывает им о художественном переводе, читает наизусть «Кола Брюньона» в переводе Лозинского и Рабле в переводе Любимова. Дети в первый раз в жизни слушают Рабле, и Валентин видит, что впервые они глядят не сквозь него. Он не пытается оправдаться перед завучем Верой Петровной за опоздание, и та говорит, что с ним сегодня невозможно разговаривать.

Выйдя из школы, Валентин без очереди покупает виноград, потому что торопится к Нине, с которой вчера поссорился; очередь безмолвно позволяет ему это сделать. Валентин не знает, любит ли Нину, с которой знаком пять лет, но у него такое чувство, будто сам Господь Бог поручил ему заботу о ней. Но и обманывать Нину, признаваясь в любви, в этот день он не хочет. За обедом Нинина мать, считающая Валентина странным человеком, спрашивает, вкусен ли суп, — и он не может ответить дипломатично. Отец пересказывает историю, прочитанную в «Правде», — о том, как орлы напали на самолёт. Один орёл пробил себе грудь, а двое улетели. Валентин задумывается: бросился бы он грудью на самолёт или улетел бы? Нинина мама считает, что броситься грудью на самолёт может только последний дурак. Наконец Валентин признается Нининым родителям, что ждёт, когда они уйдут… Услышав это, мать заявляет, что он «выдрючивается». Валентин удивляется про себя: весь день он старался быть таким, какой есть, но его никто не принял всерьёз. Контролёрша подумала, что он её разыгрывает, завуч — что кокетничает, Нина — что он острит, а её мать — что «выдрючивается». Только дети поняли его верно. Он прожил день так, как хотел, никого не боялся и не врал в мелочах, потому что если врать в мелочах, то по инерции соврёшь и в главном. Но Валентин понимает, что повторить такой день завтра невозможно, потому что говорить правду можно, только если живёшь по правде. «А иначе — или ври, или клади трубку». Он и кладёт трубку, чтобы не обидеть Нину, когда позвонивший ему по Нининому номеру приятель Ленька сообщает, что Валентина ждёт женщина. Когда-то Ленька уехал после института в степь, а Валентин не уехал — только хотел. В день, проведённый без вранья, Валентин понимает, что через несколько лет превратится в неудачника, человека, «который хотел». На вопрос Нины, что он собирается делать завтра, он отвечает: «Ломать всю свою жизнь». Нина думает, что завтра он собирается сделать ей предложение…

Молодой человек Валентин работает в средней школе учителем французского языка. Однажды ему приснилась радуга, и он проснулся с ощущением радости. По дороге на работу, он немного задерживается. Валентин в мыслях осознает, что последнее время ему часто приходится врать, это говорит о его скрытых страхах. Поэтому сегодня он будет честен во всем.

Мечты об обучении в Литературном институте, поездки за границу, переезд в степь – остались неосуществленными. Причиной стали мать и девушка Нина. В троллейбусе герой недоплачивает за билет копейки и признается в этом контролерше. Женщина, удивившись, не стала брать с Валентина штраф. Начинается урок в школе в пятом «Б» классе. Все проходит привычным образом. Собакин забирается снова на шведскую стенку, Валентин игнорирует его поступок и не ругает ученика.

Решив кардинально изменить постановку занятия, учитель читает воспитанникам «Кола Брюньона», и видит заинтересованные лица и внимательные глаза ребят, чего никогда не было при изучении нудной грамматики. После школы герой торопится к своей девушке, с которой вчера немного повздорил. Без очереди он покупает виноград, покупатели, молча, наблюдают. Мужчина не уверен в своих чувствах к Нине, но решает, что забота о ней предначертана ему судьбой. Признаваться в сомнительной любви он сегодня не собирается.

За столом, мать Нины задает вопрос Валентину: «Вкусен ли суп?». Герой отвечает уклончиво. Они начинают рассуждать об истории орлов, напавших на самолет, и учитель представляет себя на месте птицы.

Набравшись смелости, Валентин признается родителям девушки о желании их ухода. Мать Нины ведет себя возмущенно. Герой задумывается, почему на протяжении всего дня никто не воспринимал его всерьез. Только ученики все правильно поняли. Валентин провел этот день без страха и сомнений, не врал по мелочам, был искренним и честным. Завтра будет все иначе. Валентин не сможет говорить всегда правду, потому что вся жизнь его построена нечестно. Позвонил друг Ленька и сообщил, что героя ждет женщина. Валентин, молча, положил трубку, скрыв причину звонка от Нины.

Еще после окончания института Ленька отправился жить в степь, о чем также мечтал Валентин, но не сделал этого. Теперь он понял, что необходимо что-то менять в своей жизни, иначе вскоре станет полным неудачником с нереализованными возможностями.

Скачать.fb2