Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
1 сочинение
Главные герои
И их характеристика
Скачать.fb2
Александр Всеволодович Соколов

«Школа для дураков»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

Герой учится в специальной школе для слабоумных детей. Но его болезнь отличается от того состояния, в котором пребывает большинство его одноклассников. В отличие от них, он не вешает кошек на пожарной лестнице, не ведёт себя глупо и дико, не плюёт никому в лицо на больших переменках и не мочится в карман. Герой обладает, по словам учительницы литературы по прозвищу Водокачка, избирательной памятью: он запоминает только то, что поражает его воображение, и поэтому живёт так, как хочет сам, а не так, как хотят от него другие. Его представления о реальности и реальность как таковая постоянно смешиваются, переливаются друг в друга.

Герой считает, что его болезнь — наследственная, доставшаяся ему от покойной бабушки. Та часто теряла память, когда смотрела на что-нибудь красивое. Герой подолгу живёт на даче вместе с родителями, и красота природы окружает его постоянно. Лечащий врач, доктор Заузе, даже советует ему не ездить за город, чтобы не обострять болезнь, но герой не может жить без красоты.

Самое тяжёлое проявление его болезни — раздвоение личности, постоянный диалог с «другим собой». Он чувствует относительность времени, не может разложить жизнь на «вчера», «сегодня», «завтра» — как и вообще не может разлагать жизнь на элементы, уничтожать её, анализируя. Иногда он чувствует своё полное растворение в окружающем, и доктор Заузе объясняет, что это тоже проявление его болезни.

Директор спецшколы Перилло вводит унизительную «тапочную систему»: каждый ученик должен приносить тапочки в мешке, на котором крупными буквами должно быть указано, что он учится в школе для слабоумных. А любимый учитель героя, географ Павел Петрович Норвегов, чаще всего ходит вовсе без обуви — во всяком случае, на даче, где он живёт неподалёку от героя. Норвегова сковывает солидная, привычная для нормальных людей одежда. Когда он стоит босиком на платформе электрички, кажется, что он парит над щербатыми досками и плевками разных достоинств.

Герой хочет стать таким же честным, как Норвегов — «Павел, он же Савл». Норвегов называет его молодым другом, учеником и товарищем, рассказывает о Насылающем Ветер и смеётся над книгой какого-то советского классика, которую дал герою его отец-прокурор. Вместо этой Норвегов даёт ему другую книгу, и герой сразу запоминает слова из неё: «И нам то любо — Христа ради, нашего света, пострадать». Норвегов говорит, что во всем: в горьких ли кладезях народной мудрости, в сладких ли речениях и речах, в прахе отверженных и в страхе приближённых, в скитальческих сумах и в иудиных суммах, в войне и мире, в мареве и в мураве, в стыде и страданиях, во тьме и свете, в ненависти и жалости, в жизни и вне её — во всем этом что-то есть, может быть, немного, но есть. Отец-прокурор приходит в бешенство от этой дурацкой галиматьи.

Герой влюблён в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову. Ее отец, академик Акатов, когда-то был арестован за чуждые идеи в биологии, потом отпущен после долгих издевательств и теперь тоже живёт в дачной местности. Герой мечтает о том, как закончит школу, быстро выучится на инженера и женится на Вете, и в то же время осознает неосуществимость этих мечтаний. Вета, как и вообще женщина, остаётся для него загадкой. От Норвегова он знает, что отношения с женщиной — что-то совсем другое, чем говорят о них циничные надписи в школьном туалете.

Директор, подстрекаемый завучем Шейной Трахтенберг-Тинберген, увольняет Норвегова с работы за крамолу. Герой пытается протестовать, но Перилло грозит отправить его в лечебницу. Во время последнего своего урока, прощаясь с учениками, Норвегов говорит о том, что не боится увольнения, но ему мучительно больно расстаться с ними, девочками и мальчиками грандиозной эпохи инженерно-литературных потуг, с Теми Кто Пришли и уйдут, унеся с собою великое право судить, не будучи судимыми. Вместо завещания он рассказывает им историю о Плотнике в пустыне. Этот плотник очень хотел работать — строить дом, лодку, карусели или качели. Но в пустыне не было ни гвоздей, ни досок. Однажды в пустыню пришли люди, которые пообещали плотнику и гвозди, и доски, если он поможет им вбить гвозди в руки распинаемого на кресте. Плотник долго колебался, но все-таки согласился, потому что он очень хотел получить все необходимое для любимой работы, чтобы не умереть от безделья. Получив обещанное, плотник много и с удовольствием работал. Распятый, умирающий человек однажды позвал его и рассказал, что и сам был плотником, и тоже согласился вбить несколько гвоздей в руки распинаемого… «Неужели ты до сих пор не понял, что между нами нет никакой разницы, что ты и я — это один и тот же человек, разве ты не понял, что на кресте, который ты сотворил во имя своего высокого плотницкого мастерства, распяли тебя самого и, когда тебя распинали, ты сам забивал гвозди».

Вскоре Норвегов умирает. В гроб его кладут в купленной в складчину неудобной, солидной одежде.

Герой заканчивает школу и вынужден окунуться в жизнь, где толпы умников рвутся к власти, женщинам, машинам, инженерным дипломам. Он рассказывает о том, что точил карандаши в прокуратуре у отца, потом был дворником в Министерстве Тревог, потом — учеником в мастерской Леонардо во рву Миланской крепости. Однажды Леонардо спросил, каким должно быть лицо на женском портрете, и герой ответил: это должно быть лицо Веты Акатовой. Потом он работал контролёром, кондуктором, сцепщиком, перевозчиком на реке… И всюду он чувствовал себя смелым правдолюбцем, наследником Савла.

Автору приходится прервать героя: у него кончилась бумага. «Весело болтая и пересчитывая карманную мелочь, хлопая друг друга по плечу и насвистывая дурацкие песенки, мы выходим на тысяченогую улицу и чудесным образом превращаемся в прохожих».

Наш герой учится в специальной школе для слабоумных детей. Однако он болен не так, как его одноклассники. Он не ведет себя дико, не плюется, не ходит в туалет куда попало. По мнению учительницы литературы по прозвищу Водокачка, он обладает избирательной памятью: в его памяти остается лишь то, что поражает его до глубины души, отчего живет так, как хочет он, а не кто-то другой. То как он представляет реальность, и какая она на самом деле смешиваются друг с другом.

Сам же герой убежден, что его болезнь передалась от бабушки, которая очень часто теряла память, если видела что-то красивое. Герой вместе с родителями живет на даче, где красота присутствует постоянно. Его доктор советует не выезжать ему в город, считая, что там его болезнь обострится, но герой не может жить без красоты. Самым тяжелым в его болезни было раздвоение личности.

Директор спецшколы Перилло вводит «тапочную систему», согласной которой все ученики носят тапочки в мешке, на котором написано, что он учится в школе для слабоумных. Павел Петрович Норвегов – любимый учитель героя, вовсе ходит без обуви. Его сковывает солидная одежда.

Герой мечтает, что в будущем он будет такой же честный, как Норвегов — «Павел, он же Савл».Норвегов говорит ему, что он его молодой друг, ученик и товарищ. Он высмеивает книгу, которому дал герою отец-прокурор и дает другую книгу. Отец героя в ярости от этой книги.

Герой влюблён в тридцатилетнюю учительницу ботаники Вету Акатову и мечтает о том, что окончит школу, отучится на инженере и женится на ней, но тут же понимает, что это не реально. Норвегова увольняют с работы, герой пытается воспротивиться этому, но директор грозит ему лечебницей. На прощание Норвегов говорит своим ученикам, что не боится увольнения, но ему жаль расставаться с ними. На прощание он рассказывает им историю о плотники в пустыне. В скором времени Норвегов умирает и в гроб его кладут в солидной одежде.

Наш герой окончил школу и окунулся в жизнь, в которой люди толпами рвутся к деньгам, власти, женщинам, машинам. Он рассказывает, что сначала точил карандаши у отца на работе, потом пошел дворником в Министерство Тревог, затем работал в мастерской Леонардо во рву Миланской крепости. Как то Леонардо поинтересовался у него, какое лицо должно быть на женском портрете, на что герой ответил: лицо Веты Акатовой. Дальше он работал контролёром, кондуктором, сцепщиком, перевозчиком на реке…

Далее автор прерывает героя: у него закончилась бумага.

Сочинения


Художественные особенности прозы Саши Соколова

Главные герои


Акатова Заузе Леонардо Мать Нимфея Норвегов Отец Перилло Роза Ветрова Скачать.fb2