Краткое изложение
Читается примерно за 4 минуты
Скачать.fb2
Александр Всеволодович Соколов

«Между собакой и волком»

Краткое содержание вариант 1 вариант 2

В Лето от изобретения булавки пятьсот сорок первое, когда месяц ясен, а за числами не уследишь, Илья Петрикеич Дзынзырэла пишет следователю по особым делам Сидору Фомичу Пожилых о своей жизни. Он жалуется на мелкоплесовских егерей, которые украли у него костыли и оставили без опор. Илья Петрикеич работает точильщиком в артели инвалидов имени Д. Заточника. Живёт он, как и другие артельщики, в Заволчье — в местности за Волчьей-рекой. Другое название реки — Итиль, и, значит, местность можно называть так же, как и рассказ Ильи Петрикеича, — Заитильщиной.

Живёт Илья с бобылкой, к которой прибился по своему калечеству: у него нет ноги. Но любит он совсем другую женщину — Орину Неклину. Любовь к Орине не принесла ему счастья. Работая на железнодорожной станции, Орина гуляла со всем «ремонтным хамьём». Она и давно была такою — ещё когда молоденькой девчонкой в Анапе миловалась со всеми мариупольскими матросами. И все, кому принадлежала эта женщина, не могут её забыть так же, как Илья Петрикеич. Где теперь Орина, он не знает: то ли погибла под колёсами поезда, то ли уехала вместе с их сыном в неизвестном направлении. Образ Орины мерцает, двоится в его сознании (иногда он зовёт её Марией) — так же, как мерцают и множатся образы родного Заволчья и его жителей. Но постоянно возникают среди них, превращаясь друг в друга, Волк и Собака. С таким странным «серединным» существом — чекалкой — Иван Петрикеич однажды вступает в бой на льду, по дороге через Волчью-реку.

В Заволчье есть деревни Городнище, Быдогоща, Вышелбауши, Мыломукомолово. После работы жители Заволчья — точильщики, утильщики, рыбаки, егеря — заходят в «тошниловку», прозванную каким-то приезжим «кубарэ», чтобы выпить «сиволдая». Они помнят простую жизненную истину: «Со товарищи не гулять — зачем тогда лямку тянуть?»

Историю Заволчья пишет не только Иван Петрикеич, но и Запойный Охотник. Как и Дзынзырэла, он любит час меж волка и собаки — сумерки, когда «ласка перемешана с тоской». Но в отличие от Дзынзырэлы, который выражается замысловато, Охотник пишет свои «Ловчие повести» в классически простых стихах. Он описывает судьбы обитателей Заволчья.

В его летописи — история «калики из калик», слепоглухонемого утильщика Николая Угодникова. Жена Николая поладила с волкобоем и сжила Угодникова со двора. Ни в приютах, ни в богадельне Николая не приняли, пригрела его только артель по сбору утиля. Однажды артель направилась к портному на постой. Утильщики взяли вина и «насосались в лоскуты». Проснувшись утром, они увидели летящего Николая Угодникова. Над головой его, как два крыла, были подняты костыли. Больше его никто не видел.

Другой герой летописи Запойного Охотника — татарин Аладдин Батрутдинов. Аладдин как-то ехал на коньках в кино через замёрзшую реку и провалился в промоину. Выплыл он только через год — «в карманах чекушка и домино, и трачен рыбами рот». Дед Петр и дед Павел, выловившие Аладдина, распили чекушку, сыграли в домино и вызвали кого следовало.

Многие из тех, кого описывает Запойный Охотник, лежат на Быдогощенском погосте. Там лежит Петр по прозвищу Багор, которого все звали Федором, а сам он звал себя Егором. На спор он повесился на краденой слеге. Лежит на кладбище горбатый перевозчик Павел. Он думал, что могила избавит его от горба, и поэтому утопился. А Гурий-Охотник пропил берданку и умер от горя.

Запойный Охотник любит своих земляков и своё Заволчье. Глядя в окошко своего дома, он видит ту же картину, которую видел Питер Брейгель, и восклицает: «Вот она, моя отчизна, / Нипочём ей нищета, / И прекрасна нашей жизни / Пресловутая тщета!»

В пору между собакой и волком трудно различить образы людей и людские судьбы. Кажется, что Илья Петрикеич уходит в небытие, но рассказ его продолжается. Впрочем, может быть, он и не умирает. Ведь и имя его меняется: то он Дзынзырэла, то Зынзырелла… Да он и сам не знает, где, зачерпнув «сивухи страстей человеческих», подхватил такое цыганское имя! Так же, как по-разному объясняет обстоятельства, при которых стал калекой.

«Или сокровенны тебе слова мои?» — спрашивает Илья Петрикеич в последних строках своей «Заитильщины».

Илья Петрикевич Дзынзырэла рассказывает на бумаге о своей жизни, следователю по особым делам Сидору Пожилых. Где говорит о том, что мелкоплесовские егеря похитили у него костыли и теперь он без опор. Илья Петрикеич работает в артиллерии инвалидов имени Д. Заточника точильщиком. Он, как и многие артельщики проживает в Заволчье – местность за рекой Итиль, еще ее называют Волчьей-рекой, поэтому эту местность можно назвать так же, как и рассказ Ильи Петрикеича — Заитильщиной.

Проживает Илья с бобылкой, к которой начал жить из-за своего калечества: у него не было ноги. Он всегда любил одну женщину – Орину Неклину, но эта любовь не принесла ему счастья. Она работала на железнодорожной станции и общалась со всеми подряд. Она всегда была такой – в Анапе, еще совсем молодой девушкой, она гуляла со всеми матросами. Но главное то, что все кому она принадлежала, не могли ее забыть, так же, как и наш герой Илья Петрикеич. Где сейчас Орина, он не знал: возможно она погибла под поездом, а может уехала вместе с их сыном.

В Заволчье есть много деревень. Жители которых – рыбаки, точильщики, егеря – идут в «тошниловку», дабы выпить. Они живут по главному принципу: «Со товарищи не гулять — зачем тогда лямку тянуть?»

Пишет о жизни Заволчья и Запойный Охотник. Он восхищается часом между волком и собакой – сумерками, в это время «ласка перемешана с тоской». Однако Охотник, пишет свои повести в классических простых стихах, а Дзынзырэла выражался замысловато.

В повести Охотника рассказывается о жителях Заволчья. Одна из них — история калеки, слепоглухонемого утильщика Николая Угодникова. Жена, которого начала общаться с волкобоем и выгнала Угодникова со двора. Николая не приняли не приют, ни богадельня, нашлось место лишь в артели по сбору утиля. Однажды артель пошла к портному на постой. В это время утильщики нашли вино и напились. Рано утром, они увидели летящего Николая Угодникова. После этого его никогда не видели.

Еще один герой Охотника, был татарин Алладин, который отправился в кино, через замерзшую реку и провалился под лед. Нашли его через год, в его карманах нашли чекушку и домино. Мужики выпили эту чекушку, сыграли в домино и лишь потом позвали того, кого следовало. Также Охотник рассказывает о тех, кто уже умер и лежит на Быдогощенском погосте. О Пете, который на спор повесился, о горбатом перевозчике Павле, который утопился в надежде, что могила избавит его от горба.

Запойный Охотник восхищается своими земляками и своим Заволчьем.

В этот момент между волком и собакой стираются все границы и уже не различить, где образы людей, а где людские судьбы.

Скачать.fb2