Василий Макарович Шукшин


Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
109 сочинений

«Нравственная проблематика одного из произведений современной отечественной прозы.»

Сочинение

В. М. Шукшин явился продолжателем лучших традиций классической русской литературы. Он всегда считал, что главное в жизни русской интеллигенции — стремление помочь людям. И писатель пытался, прежде всего, помочь людям найти правду, сохранить истинные духовные ценности. Герои В. Шукшина, подобно героям Л. Толстого, проходят путь нравственных исканий. Писатель стремился раскрыть суть своих героев в кризисные моменты их жизни.

Нравственные идеалы Шукшина воплощаются в характерах героев, унаследовавших всё лучшее, что было свойственно русскому человеку. Все они стремились обрести своё место в жизни страны, найти приложение своим силам. Герой произведения «Живёт такой парень» — Пашка Колокольников — живёт так, как может, не задумываясь о том, как следует жить. Но при этом он полон внимания к людям. Этот герой вообще живёт не разумом, а чувством, и сердце его не обманывает. Иван Расторгуев — хранитель русской земли. Люба Байкалова («Печки — лавочки») сочетает в себе ум, сердечность, верность нравственным устоям семьи. Она не обретает счастье в жизни, но сохраняет идеалы добра, чистоты, душевности.

Герои Шукшина размышляют о вечном, о добре и зле, о смысле жизни, призвании человека. Многие из них склонны к максимализму, не готовы к компромиссам. Они свято верят в реальность своего идеала, готовы до последнего защищать его.

Поиск истины для героев Шукшина начинается с познания окружающего мира. Самые активные споры начинаются тогда, когда речь заходит о роли и назначении человека в жизни, о его душевных качествах.

Рассмотрим рассказ «Срезал». Привычная для Шукшина деревенская обстановка, виденные неоднократно его мужики, неторопливо беседующие на завалинке или в сельской избе… Но как меняется характер главного героя, его цели и авторская интонация. Обычно герои писателя — чудики, решающие глобальные, мировые проблемы. Их не интересует собственный неустроенный мир и убогий быт. Автор повествует об этих людях с лёгкой теплотой, юмором. Здесь же всё иначе.

Герой этого рассказа, Глеб Капустин, «начитанный и ехидный» мужик. Свою неустроенность и неудовлетворённость жизнью Глеб вымещает на земляках, достигших определённых результатов в жизни: «И как-то так повелось, что когда знатные приезжали в деревню на побывку, когда к знатному земляку в избу наваливался вечером народ — слушали какие-нибудь дивные истории или сами рассказывали про себя, если земляк интересовался, — тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал знаменитого гостя».

В этом рассказе мы не слышим мягких и тёплых интонаций автора. Нет, он не высказывает впрямую своего отношения к герою, но чувствуется его неприязненное отношение к нему, граничащее с презрением.

Откуда такое злобное отношение к людям, достигшим успеха, сделавшим в жизни чуть больше тебя? Глеб — «типичный деляга-кляузник», хотя не написал ни одного анонимного письма, по его собственному признанию. Но его желание «растоптать» успешных людей, смешать их с грязью, чтобы не высовывались, знали своё место, вызывает резкое неприятие автора.

Шукшин рассуждает, вернее, даёт почву для рассуждения на тему: посредственность агрессивна и потому вредна и опасна? Глеб немного начитаннее окружающих: он нахватался верхушек, отдельных фраз. Герой бросается громкими и непонятными словами: «натурфилософия», «стратегическая философия», он спутал науку лингвистику с философией — «филфак» принял за философский факультет. Но это ему не важно. Капустин считает себя вправе унижать человека только за то, что он живёт в городе, достиг определённого положения, «посмел приехать в деревню на такси». Его мелкое самолюбие тешится, когда земляки говорят: «Срезал ты его…» И в ответ звучит почти сакраментальная фраза Глеба: «Ничего, это полезно. Пусть подумает на досуге. А то слишком много берут на себя…» И всё… Дальше читателям открывается простор додумать, почему это Глеб решает, кому что полезно?

Шукшин ставит перед человеком главную задачу — избавиться от эгоизма. Автор выступает против любой косности, давления на человеческую личность. Высокая творческая сила есть всегда сила глубоко сознательная. Подлинный художник всегда отдаёт себе отчёт не только в том, что он делает, но и хорошо понимает при этом, для чего он это делает. Мы можем с уверенностью сказать, что для В. Шукшина величайшей целью литературы, искусства было помогать человеку понимать самого себя.

В русской литературе неоднократно изображались герои, раздираемые внутренними противоречиями. Как правило, это были представители высшего класса, интеллигенты. Шукшин же приводит совершенно иного героя — деревенского мужика. Он объясняет и доказывает, что человек думает и переживает одно и тоже, живёт ли он в городе или в деревне, пашет землю или решает научные проблемы. Есть разность в образовании, в культурном уровне, но вот общечеловеческие вопросы, желание докопаться до истины присуще вне зависимости от «места жительства».