Человек в футляре

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 3 минуты
Сочинения
28 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Почему хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие? (по рассказу А. П. Чехова «Человек в футляре»)»

Сочинение

Рассказ А. П. Чехова «Человек в футляре» входит в так называемую «маленькую трилогию». Он развивает тему опошления интеллигента, тему ложной жизни человека.

В центре внимания писателя очень интересный герой — учитель древних языков «некто Беликов». Преувеличены ли его основные черты, или он действительно был таков, каким описывает его Чехов? На этот вопрос ответить трудно, стоит лишь отметить, что фигура Беликова и смешна, и страшна, и трагична одновременно.

Рассказчик Буркин так описывает этого «чудака»: «И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он всё время прятал его в поднятый воротник». Казалось бы, Беликов — безобидный сумасшедший, который есть в каждом городе. Чем он так страшен? Почему его никто не любил?

Чехов показывает, что Беликов довел себя до состояния мертвеца. Этот человек не допускал к себе ни малейшего проявления жизни. Даже своей профессией он выбрал преподавание именно древних языков. Важно, что древние языки считаются «мертвыми», потому что на латыни и древнегреческом уже давно никто не говорит. Это еще одна важная деталь, которая подчеркивает безжизненность и мертвенность Беликова.

Получается, что этот герой лишает себя жизни, он не живет, а существует в футляре: «И дома та же история: халат, колпак, ставни, задвижки, целый ряд всяких запрещений, ограничений, и — ах, как бы чего не вышло!»

Мне кажется, Чехов считает такое поведение Беликова большим грехом. Если тебе дана возможность жизни, нужно пользоваться ею максимально, а не прозябать в ожидании смерти. Но Беликов именно прячется, потому что, как мне кажется, он очень боится жизни, не умеет нормально существовать в ней.

Но если бы этот учитель только себя лишал жизни. Он замораживающее, мертвяще действовал на всех тех, с кем хоть как-то соприкасается. Все коллеги боялись этого человека, старались избегать его. Но Беликов считал своим долгом поддерживать отношения с теми, с кем работает в гимназии. Наверное, этот герой прочитал об этом в книгах, потому что он делал только то, что обозначено в указаниях и циркулярах.

Писатель показывает, что Беликов абсолютно не приспособлен к общению с людьми, не умеет налаживать с ними контакт. Приходя в гости к коллегам, учитель древних языков просто сидел в углу и молчал, наводя на людей тоску и тревогу.

Но окончательно спрятаться в свой футляр не удалось даже Беликову. И в его жизни случилось светлое событие — учитель увлекся прелестной девушкой, сестрой нового учителя истории. То ли действительно это герой почувствовал какую-то симпатию к Вареньке, то ли просто внял внушению коллег, что так надо, но Беликов начал ухаживать за девушкой. Сцены, описывающие жалкие попытки героя, и смешны, и страшны своей убогостью одновременно: «Он подсел к ней и сказал, сладко улыбаясь: — Малороссийский язык своею нежностью и приятною звучностью напоминает древнегреческий».

Обыватели, которые, как и Беликов, прозябали в городе, не знали, чем занять себя, скучали и искали всеми силами разнообразия, решили поженить Варю Коваленко и Беликова. Но этой идее, конечно же, не суждено было воплотиться в жизнь. Беликов слишком мертв для того, чтобы создавать семью или воспитывать собственного ребенка. Что он может передать, чему научить маленького человека? Воспроизвести еще одного «человека в футляре»? Их и так слишком много на этом свете, замечает Чехов. Тем более становится страшным то, что Беликов — учитель. Ведь он не только преподносит детям основы древних языков, но еще и воспитывает их. И этим герой поистине страшен.

Вся «любовная история» Беликова заканчивается, когда он видит Вареньку, катающейся на велосипеде. По представлениям этого человека, такое поведение недопустимо для девушки. Его аргументы просты и «непробиваемы»: если уж учителя будут вести себя так вольно, то что остается ученикам? Только ходить на голове! А там недалеко и до полного хаоса, конца света.

Свои сомнения Беликов высказал Коваленко, который рассвирепел, услышав такой бред. Учитель истории спускает своего коллегу с лестницы. Свидетельницей этого становится Варенька. Она не выдерживает и начинает смеяться над Беликовым.

Такого позора герой выдержать не мог. Через месяц болезни он умер, обретя, наконец, покой и надежную защиту. Рассказчик замечает, что все жители почувствовали лишь облегчение и освобождение после похорон этого человека. Похоронить Беликова стало для них истинным счастьем. И нам совершенно ясно, почему это произошло.

Жаль только, что облегчение это было мимолетным. Чехов заканчивает повествование о Беликове замечанием, что таких людей, как его герой, великое множество. И в этом — истинная трагедия России.

Другие сочинения по этому произведению


«Его врагом была пошлость» (по рассказам А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») «Маленькая трилогия»(по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Анализ рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре». Мещанство и пошлость — главные враги А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в «маленькой трилогии» А. П. Чехова Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова (по «маленькой трилогии» и рассказу «Ионыч») Размышления над рассказом А. П. Чехова «Человек в футляре» Символический смысл образа Беликова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Маленькая трилогия А. П. Чехова «Человек в футляре» Что такое «беликовщина» на примере рассказа «Человек в футляре» Образы футлярных людей в рассказе Чехова МИРООЩУЩЕНИЕ «ЧЕЛОВЕКА В ФУТЛЯРЕ» Символический смысл образа Белякова в рассказе А. П. Чехова «Человек в футляре» Мироощущение «Человека в футляре» (По рассказам Чехова «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Анализ идейно художественного своеобразия рассказа А. П. Чехова «Человек в футляре» Мотивы написания Чеховым рассказа "Человек в футляре" (1898) Человек в футляре в контексте человеческой сущности Сочинение по рассказу Чехова А.П. "Человек в футляре" Неприятие автором жизненной позиции своих героев в рассказах «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» Явление атавизма в образе Беликова героя рассказа «Человек в футляре» Мастерство художественной детали в рассказах А. П. Чехова «Смерть чиновника» и «Человек в футляре» Мещанство и пошлость — главные враги А.П.Чехова (по трилогии “Человек в футляре”, “Крыжовник”, “О любви”) Рассказ Антона Чехова «Человек в футляре». Осуждение тиранической власти предрассудков Какова роль художественных деталей в раскрытии авторского замысла (По рассказу А.П.Чехова. “Человек в футляре”) Превосходнейший тип «Человека в футляре» учитель гимназии Беликов Рассказ «Человек в футляре»