Антон Павлович Чехов


Биография
Биография писателя
Произведения
45 произведений
Сочинения
262 сочинения

«Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова»

Сочинение



После смерти Чехова Л.Н. Толстой сказал: «Достоинство его творчества то, что он понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное». Действительно, предмет исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приёмы, которые использовали в своём творчестве писатели, различны.

Чехов по праву считается мастером короткого рассказа, новеллы-миниатюры. В течение долгих лет работы в юмористических журналах Чехову пришлось оттачивать мастерство рассказчика: в небольшой объём втискивать максимум содержания. В маленьком рассказе невозможны пространственные описания, внутренние монологи, поэтому и выступает на первый план художественная деталь. Именно детали несут у Чехова огромную смысловую нагрузку.

Давайте посмотрим, как буквально одна фраза может сказать всё о человеке. Вспомним маленький юмористический рассказ «Смерть чиновника», главный герой которого многими своими чертами напоминает нам Акакия Акакиевича Башмачкина. В театре, случайно чихнув, чиновник Червяков обрызгал лысину генерала Бризжалова. Это обстоятельство так поразило Червякова, что он постоянно ходит и извиняется перед Бризжаловым. Бризжалов, человек не злой, сначала благосклонно принимает извинения Червякова, но в конце, доведённый до исступления его назойливостью, выгоняет его вон. Червяков, не понимая, почему Бризжалов так раздражён, думает, что его карьере конец, приходит домой и умирает. В последней фразе дано практически объяснение всему: «Прийдя машинально домой, не снимая вицмундира, он лёг на диван и … помер». Герой умирает, не сняв вицмундира, эта чиновничья униформа как будто приросла к нему. Страх перед вышестоящим чином убил человека.

Анна Сергеевна, героиня рассказа «Дама с собачкой», приехала в Ялту, будучи не в состоянии более переносить обстановку своего дома и общества мужа, человека, которого она не любила и не уважала. В определённом смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она воспринимала как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда она пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет её, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел её вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась.

Беликов, «человек в футляре», в противоположность Анне Сергеевне, не пытается как-то изменить течение своей жизни, разнообразить её, потому что в любом многообразии, в разрешении себе чего-то нового скрывала для него жизнь неопределённость и вызывала непреодолимое стремление окружить себя «оболочкой», «футляром», чтобы защититься. Отсюда и чехлы, и футлярчики, в которые были упакованы его вещи. Беликов всю жизнь чего-то опасался, его пугала сама жизнь, потому-то после его смерти его лицо приняло простое, приятное, даже весёлое выражение: он попал в футляр, из которого не надо никогда выходить.

В рассказе «Душечка» Чехов, описывая жизнь Оленьки Племянниковой, в нескольких местах повторяет, что жила она хорошо и счастливо. Эта деталь наводит на мысль, что на самом деле жизнь «душечки» не казалась автору столь уж достойной восхищения и подражания. «Душечка» не имеет ни собственных желаний, ни мыслей. В последней части рассказа, повествующей об отношении «душечки» к Саше, сыну ветеринара, Чехов уже не пишет, что жила она хорошо и счастливо, имея, может быть, в виду то, что наконец его нашла.

Оленька Племянникова в чём-то схожа с Ольгой Ивановной, героиней рассказа «Попрыгунья». У Ольги Ивановны та же зависимость от чужого мнения. Но если «душечка» не была чересчур привередлива в своих знакомствах, то для Ольги Ивановны ценность представляли только знаменитости и прочие необыкновенные люди, к которым она причисляла и себя.

В больших произведениях Чехова, как и в рассказах, нет ни одной «лишней» детали. Например, в пьесе «Три сестры» Наташа впервые появляется на сцене в красном платье с зелёным пояском – деталь, говорящая о полном отсутствии вкуса, говорящая о душевных качествах героини больше, чем развёрнутая характеристика. Чехов считает, что если в пьесе в первом действии на сцене висит ружье, то в конце оно должно обязательно выстрелить. Так, использование детали важно и в «Вишнёвом саде». Вспомним «многоуважаемый шкаф», звук лопнувшей струны как раз перед продажей вишнёвого сада, стук топоров в конце пьесы. Все они несут обязательную смысловую нагрузку и важны для раскрытия как характеров персонажей, так и для самого действия пьесы.

К концу проходит XX век. Человечество готовится встретить третье тысячелетие. Но Чехов остаётся для нас одним из самых бесспорных художественных и моральных авторитетов.

Рецензия


В работе автор демонстрирует хорошее знание фактического материала. Недостатком сочинения является слишком подробный пересказ текстов. Не хватает промежуточных выводов о роли детали в рассказах А.Чехова. Ученица слишком увлеклась приведением примеров, не высказаны мысли о том, какова же роль детали в каждом рассказе. Делается лишь общий вывод.