Собачье сердце

Михаил Афанасьевич Булгаков


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
179 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Реальное и ирреальное в произведениях М.А. Булгакова «Собачье сердце» и «Мастер и Маргарита»»

Сочинение

Творчество М.А. Булгакова – одна из прекраснейших страниц литературы, национальное достояние русского народа. Он следует литературным традициям Гоголя, Достоевского, Салтыкова-Щедрина.
Большинство произведений Михаила Афанасьевича – это, в первую очередь, произведения о современном писателю мире, в которых происходит осмысление автором основ того общества, которое создавалось в нашей стране в 20-е – 30-е годы прошлого столетия; это попытка разобраться в непростом, противоречивом времени, его процессах.
Писатель вошел в мою жизнь как автор повестей, рассказов и фельетонов 20-ых годов, восхитительного романа «Мастер и Маргарита», чудовищной истории «Собачье сердце».
Хотелось бы остановиться на произведениях «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце», которые отличаются причудливыми переплетениями реального и фантастического, прекрасного и безобразного. Это обусловлено тем, что окружающая писателя действительность была столь нелепа и отвратительна, что вполне могла казаться фантасмагорической.
Герои этих произведений живут в одной и той же реальности- Москве первой четверти XX века. Живописная картина действительности того времени показана автором удивительно конкретно, исторически и психологически достоверно.
Так, например, в «Собачьем сердце» Булгаков не только представил пороки времени, но открыто выступил противником установившегося в стране порядка, при котором порядок отсутствовал, а восстановилась некая вакханалия ничтожеств.
В повести «Собачье сердце» звучит злободневная и одновременно вечная тема: опасность «революционного» преобразования природы и человека. Для раскрытия этой темы Булгаков, на мой взгляд, очень удачно использует элементы фантастики, сатиру, гротеск, которые идеально сочетаются с бытовым фоном.
Герой повести «Собачье сердце», профессор медицины Филипп Филиппович Преображенский, занимается модной в то время проблемой омоложения человека. Писатель отдает должное таланту ученого. Он известен своими трудами и за границей, работоспособен ( принимает пациентов, а после, вечером, изучает медицинскую литературу), лечит представителей власти. Не чужд профессор и маленьких земных радостей: поблистать в уважаемом обществе в дорогой одежде, не торопясь пообщаться со своим помощником Борменталем. Профессор рассуждает вслух, резко высказываясь о вреде чтения газет, которые нарушают пищеварение. Борменталь пытается возразить, что кроме советских газет, нет никаких, и Преображенский категорически замечает: «Вот никаких и не читайте». Кстати, газеты здесь не случайны: устами профессора автор выступает против продажности печати.
Профессор может позволить себе быть гурманом, он обучает Борменталя искусству еды, чтобы она была не просто необходимостью, а удовольствием. Это уже и повод поговорить о советской водке. Борменталь замечает, что «новоблагословенная очень приличная. Тридцать градусов». Филипп Филиппович возражает: «Водка должна быть в сорок градусов, а не в тридцать», потом он пророчески добавляет: «Они туда что угодно могут плеснуть». Все эти саркастические замечания, казалось бы, по мелочам, на самом деле создают целостную картину жизни Москвы в те годы.
Профессор Преображенский, являющий собой тип людей, наиболее близких Булгакову, тип русского интеллигента, задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. Его эксперимент уже в замысле фантастичен: создать новое существо путем пересадки собаке части человеческого мозга. Будучи гениальным и образцовым ученым, он при проведении своих опытов упустил из виду одну «незначительную» деталь, которая впоследствии оказалась совсем не деталью, - не предусмотрел возможность получения не тех результатов, которые были им намечены. Шарик, будучи вечно голодным горемычным уличным псом, очень не глуп, по-своему оценивает жизнь улицы, быт, нравы, характеры Москвы первой четверти XX столетия, делает умозаключения. После операции этот умный, ласковый и по-своему неглупый пес превратился в грубого и невоспитанного хама, в котором все отчетливее проявляются унаследованные свойства Клима Чугункина – трактирного балалаечника, пьяницы и дебошира, убитого в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл, но, как и другие ничтожества после революции, он во что бы то ни стало хочет выбиться в люди, стать не хуже других. Ему, наследнику Чугункина, не понять, что для этого надо проделать путь долгого духовного развития.
Вчитываясь в страницы произведения, яснее и четче представляешь неприглядную картину жизни тех лет.
Первой проблемой, с которой столкнулся Шариков, после своего таинственного перерождения, была проблема отсутствия документов. «Как же так без документа? – говорит он профессору, – Сами знаете, человеку без документа строго воспрещается существовать». Шариков у автора желает именовать себя Полиграфом Полиграфовичем. И здесь высмеивается автором преувеличение значимости бумаг и зависимость от них человека. Не столь важно, как появился на свет человек, лишь бы у него были в порядке документы. Столь удачно высмеянные формализм и бюрократия 30-ых годов, кстати, преследуют нашу страну и по сей день.
Не задумываясь о моральной стороне дела, новые хозяева жизни реквизируют «лишние» жилплощади у «буржуев». Полиграф Полиграфович Шариков при помощи управляющего домами Швондера прописывается в квартире Преображенского, требует положенные ему «шестнадцать аршин» жилплощади, даже пытается привести в дом жену.
Таким образом на страницах повести «Собачье сердце» Булгаков поднимает вопрос коммуналок, не изжитый до сих пор.
Шариков достаточно быстро адаптируется к действительности, занимает место в системе и даже получает работу, становится пусть небольшим, но начальником, возглавляет подотдел очистки. Он хорошо понимает свои права, не стремясь выполнять какие – либо обременительные обязанности.
Итак, булгаковский Шариков совершил головокружительный прыжок: из бродячих собак в санитары по очистке города от бездомных собак и кошек. Что ж, преследование своих – характерная черта всех шариковых. Они уничтожают своих, словно заметая следы собственного происхождения. Но Булгакову важно было выделить кошек как жертв шариковых, так как кошки так и не стали слепыми рабами человека. Истребление инакомыслящих начнется позже, но автор предчувствовал это и мастерски отразил, представляя два вида животных, не терпящих друг друга.
Последний, заключительный аккорд шариковской деятельности – донос на профессора Преображенского, который становится характерной чертой социалистического общества на долгие времена.
Конечно, не фантастический научный эксперимент сам по себе стремился изобразить в своем произведении М.А. Булгаков, и в повести «Собачье сердце» он не только посмеялся над всеми сторонами новой жизни, когда «никто» вдруг становится «всем», но показал и зловещие перспективы этой метаморфозы.
Профессор, предвидя будущие катастрофы, исправил свою ошибку: Шариков вновь превращен в пса, который доволен своей судьбой и самим собой. Но в жизни подобные эксперименты необратимы. И Булгаков сумел предупредить об этом в самом начале тех разрушительных преобразований, которые начались в нашей стране в 1917 году.
Таким образом, фантасмагория в «Собачьем сердце» помогает Булгакову ярче, острее показать те явления, которые он, как и профессор Преображенский, не принимал в новой действительности. Этот художественный прием является тем оружием, которым он сражается со швондерами и шариковыми, и талант писателя делает это оружие особенно опасным, но в то же время выглядит это увлекательно, смешно. Например, улыбку вызывают внутренние монологи и умозаключения голодного, продрогшего уличного пса Шарика: «Дворники из всех пролетариев самая гнусная мразь»; «Повар попадается разный. Например, - покойный Влас с Пречистенки. Скольким он жизнь спас»; «Он умственного труда человек…, этот не станет пинать ногой». С интересом следишь и за ходом фантастического эксперимента по пересадке собаке части человеческого мозга.
Успешно использует фантасмагорию Булгаков и в последнем романе «Мастер и Маргарита». Форма этого романа яркая, необычная. В нем переплетены несколько сюжетных линий, каждая из которых подчинена раскрытию замысла писателя. У литераторов до сих пор вызывает споры жанровая уникальность романа. Его определяют как роман-миф, философский роман, роман-мистика и так далее. Это так происходит потому, что роман соединяет в себе все жанры сразу, даже те, которые вместе существовать не могут.
Я бы выделил на грандиозной сценической площадке произведения три «сегмента»: исторический, реальный и фантастический. Они рядом, примыкают друг к другу, но иногда, как в калейдоскопе, меняются местами.
При чтении произведения мы находимся сразу в двух измерениях: 30-е годы XX века и 30-е годы I века новой эры. Мы видим, что события происходили в одном и том же месяце и в несколько дней перед Пасхой, только с промежутком в 1900 лет, что доказывает глубокую связь между московскими и ершалаимскими главами. Действия романа, которые разделены почти двумя тысячами лет, гармонируют между собой, а связывает их борьба со злом, поиск истины, творчество.
С большим волнением и интересом знакомишься с тем, о чем говорится в историческом «сегменте». Это повествование о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Главным его стержнем является тема виновности Пилата, который является сложной драматической фигурой. Он умен, не чужд раздумий, человеческих чувств, живого сострадания. Пока Иешуа проповедует, что все люди добры, Пилат склонен снисходительно взирать на это безвредное чудачество. Но вот речь зашла о верховной власти, и Пилата пронзает острый страх. Он еще пытается вести торг со своей совестью, пробует склонить Иешуа на компромисс, старается незаметно подсказать спасительные ответы, но Иешуа не может слукавить. Из-за боязни доноса, боязни погубить карьеру Пилат идет против своих убеждений, против голоса человечности, против совести. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков», - слышит во сне Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок», - неожиданно вмешивается внутренний голос Пилата и самого автора. Трусость – крайнее проявление внутренней подчиненности, «несвободы духа», главная причина подлостей на земле. И наказан за нее Пилат страшными муками – муками совести. Тема совести – одна из центральных в романе.
Таким образом, в историческом «сегменте» сосуществуют возвышенное и безобразное. Возвышенное, по мнению Булгакова, - это верность идеям, доброта и свободомыслие, которые проповедует Иешуа. А рядом низменное – в предательстве, корысти Иуды, в трусости Понтия Пилата.
Далекие сцены в Ершалаиме абсолютно реальны. У читателей создается впечатление в полном правдоподобии происходящего. История Иешуа Га-Ноцри лишь в самом начальном варианте романа имела одного рассказчика – дьявола. Поощряемый недоверием собеседников на скамейке, Воланд начинает рассказ как очевидец того, что случилось две тысячи лет назад в Ершалаиме. Кому, как не ему, знать всё: это он незримо стоял за плечом Пилата, когда тот решал судьбу Иешуа. Но рассказ Воланда был продолжен уже как сновидение Ивана Бездомного на больничной койке. А дальше эстафета передается Маргарите, читающей по спасенным тетрадям фрагменты романа мастера о смерти Иуды и погребении. Три точки зрения, а картина одна, хоть и запечатленная разными повествователями. В этом как бы залог неоспоримой достоверности случившегося.
В московском пространстве сосуществуют два «сегмента» - реальный и фантастический, которые причудливо переплетаются друг с другом.
К реальному «сегменту» относится очень интересная и увлекательная история. Это история мастера и Маргариты.
На фигуре мастера я вижу свет возвышенного, во-первых, потому что он соотносится с великим Фаустом. Ему тоже свойственна жажда познания, поиск истины, он тоже ищет то мгновение, которое можно назвать прекрасным. Во-вторых, он близок Иешуа. Их роднит правдивость, неподкупность, преданность своей вере, гордость, способность сопереживать человеческому горю. В-третьих, мастер весь живет во власти творчества, осмысляя свои возвышенные идеи и претворяя их в образы. Мастера занимают вечные общечеловеческие проблемы, которыми он мучается как творец. И он не случайно для своего романа выбрал определенное время: оно слишком напоминало писателю свое время.
Рядом с мастером через весь роман Булгакова проходит Маргарита, его любовь, мечта, счастье. Она не только красива и умна. Она постоянно борется за мастера и собственное счастье с ним, найдя в себе силы в буквальном смысле слова подняться над суетой, убожеством, ханжескими запретами, жертвуя собой, она находит поддержку только у Воланда, то есть у Сатаны.
А рядом с образами мастера и Маргариты и высоким строем их мыслей и чувств живет низменное. Это целая галерея писателей из МАССОЛИТа, которые ради собственного благополучия пишут в угоду власти. Этим людям не ведомы честь, совесть, свобода. Их фамилии говорят сами за себя: Богохульский, Абабков, Павианов. Низкими и безобразными этих людей делают пресмыкательство перед инструкциями, умение «держать нос по ветру», хамелеонство и злоба. Вот почему ненавидят этих героев мастер и Маргарита, и так сатирически описывает их Булгаков.
А теперь обратимся к третьему пласту повествования – фантастическому.
Дьяволиада, один из любимых авторских мотивов, здесь, в «Мастере и Маргарите», играет роль вполне реалистическую. Это литературный прием, с помощью которого изображены бесчисленные уродства нашего быта.
В столице появляется Сатана и его свита, которые грозой проносятся над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Воланд оказывается в Москве, чтобы «испытать» героев романа, воздать должное мастеру и Маргарите, сохранившим верность друг другу и любовь, покарать взяточников, лихоимцев, предателей. Правда, суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость.
Дьяволиада понадобилась Булгакову еще и для того, чтобы показать нам, что грань между добром и злом действительно мала: ведь не сразу осознаешь смысл поступков Воланда и его свиты.
Единственным абсолютно положительным героем романа «Мастер и Маргарита» является Иешуа Га-Ноцри. Он носитель «света», проповедующий добро и любовь ко всем людям. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Он, никому не причинивший зла ни мыслью, ни поступком, видит лучшее, что порою спрятано в человеке, верит в силу добра и добрую природу человека, убежден в том, что на земле не будет больше зла, подлости, если все люди будут счастливы и свободны духовно.
Перед лицом смерти Иешуа остается верен своим убеждениям, поэтому и заслуживает «свет». С помощью добра он побеждает Понтия Пилата ( прокуратор принимает идеи, проповедуемые Иешуа), заставляет дьявола доносить до людей истину ( «Иисус существовал»,- говорит Воланд Берлиозу и Бездомному на Патриарших прудах), выносить человеку справедливый приговор по заслугам после его смерти, карать зло и помогать тем людям, чья совесть чиста, которые несут в себе добро. иозу и Бездомному на Патриарших прудах), выносить человеку справедливый приговор по заслугам после его смерти, карать зло и помогать тем людям, чья совесть чиста, которые несут в себе добро.
Прочитав роман «Мастер и Маргарита», понимаешь, что Булгакову удалось найти необычное в самом обыденном, сделать необычайное близким. В его произведениях фантастическое и мистическое обретает вполне реальное объяснение, обязательно мотивировано. Читателям «Мастера и Маргариты» дана возможность выбора, они могут воспринимать текст в соответствии со своими взглядами на жизнь.
Реальные и фантастические, отражающие пороки и воспевающие всё прекрасное, что есть в жизни (любовь, милосердие, добро), булгаковские истории были прекрасно поняты читателями, как его времени, так и нашего.
Булгакову в повести «Собачье сердце» и в романе «Мастер и Маргарита» с помощью причудливого переплетения реального и ирреального удалось показать поучительную картину сложнейшей механики текущей жизни, вечной борьбы в ней сил созидания и разложения. Эти, полные глубокого смысла, повествования обращены в будущее и являются книгами на все времена, чему способствует их высочайшая художественность.

Другие сочинения по этому произведению


«Разумное и нравственное всегда совпада-ют». Л. Н. Толстой. (По одному из произведений русской литературы — М, А Булгаков «Собачье сердце») «Великий эксперимент» в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» «Шариковщина» как социальное и моральное явление (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») «Я не хочу, и не могу поверить, что зло является естественным состоянием человека» (Ф. М. Достоевский) (на примере повести М. Булгакова «Собачье сердце») Автор и его герои в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Булгаков —«политически вредный автор» (рецензия) Булгаков и его роман "Собачье сердце" В чем вина профессора Преображенского? (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Взгляд М. А. Булгакова на революцию (по повести «Собачье сердце») Визит Швондера к профессору Преображенскому (анализ эпизода из 6 главы повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Комическое и трагическое в произведениях М. А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце») М. А. Булгаков «Собачье сердце» Монолог Преображенского как один из элементов его портретной характеристики (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Нравственная проблематика повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Нравственная проблематика произведений 20 века (по 1−2 произведениям русской и родной литературы) Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Образ Москвы в романе М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ профессора Преображенского (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Образ русского интеллигента (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Образ Шарикова в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Почему ошибся профессор Преображенский (повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце») Почему сатирическая повесть Булгакова «Собачье сердце» не была опубликована сразу после написания Почему эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века. (М.А.Булгаков. «Собачье сердце».) Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Профессор Преображенский и Швондер (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Рецензия на повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце». Роковые эксперименты (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Роль сатиры в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Роль фантастики в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» САТИРА(По повести «Собачье сердце») Своеобразие сатиры Михаила Булгакова («Собачье сердце») Смысл двух превращений Шарика в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл названия повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Смысл превращений Шарика (по повести М. Булгакова «Собачье сердце»). Советская власть в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Тема революции, гражданской войны и судьба русской интеллегенции в русской литературе (Пастернак, Булгаков) Фантастическое и реальное в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Черты революционной эпохи в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Черты революционной эпохи в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Шариков и Шарик (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Шариков и шариковщина (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»). Шариковщина - явление социальное «Разруха не в клозетах, а в головах», — Главная мысль повести М. Булгакова «Собачье сердце» Анализ повести М . А . Булгакова " Собачье сердце " Образ профессора Преображенского История создания и судьба повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Актуальность повести М. Булгакова «Собачье сердце» Постановка нравственных проблем в повести М.Булгакова «Собачье сердце» Смысл названия повести «Собачье сердце» Роковые эксперименты Сотворение нового человека из старого «человеческого материала» (по повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») Плохо то что люди не думают о социальной справедливости (по повести «Собачье сердце») Конфликт в повести «Собачье сердце» Собачье сердце, Образ Шарикова в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Результаты швондеровского воспитания Шарикова (Анализ эпизода «Из дневника доктора Борменталя» по новости М.А. Булгакова «Собачье сердце») Приемы комического и их роль в одном из произведений русской литературы XX века Шариков и шариковщина Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из 6 главы повести Булгакова «Собачье сердце».) Библейкие мотивы в повести "Собачье сердце" Смысл двух превращений Шарика в повести Булгакова «Собачье сердце» Противоестественный эксперимент профессора Преображенского Фантастика антиутопия и сатира в повести «Собачье сердце» Собачье сердце, Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века «Собачье сердце», Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века. (М. А.Булгаков. «Собачье сердце».) «Собачье сердце», Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Советская Россия и "новый человек" глазами Михаила Булгакова (по повести "Собачье сердце") Почему Эксперимент профессора преображенского можно назвать неудачным? Черты революционной эпохи в повести Булгакова «Собачье сердце» Великий эксперимент "Разумное и нравственное всегда совпадают". Л.Н.Толстой. ( "Собачье сердце") Живучесть «Шариковщины» как социального и морального явления «Швондер и есть самый главный дурак» (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Авторская позиция и приемы изображения героев в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" Центральный персонаж повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Шариков герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Булгакова М.А. «Разруха не в клозетах, а в головах» «Собачье сердце», Булгаков и его роман «Собачье сердце» Особенности развития конфликта в одном из произведений русской литературы XX века Образ города в одном из произведений русской литературы XX века. Две работы по повести М.Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Трагедия русского народа в повести Михаила Булгакова "Собачье сердце" Сатира как средство осмеяния исковерканной действительности (По повести М. А. Булгакова «Собачье сердце») «Настоящий писатель — то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (по повести Булгакова «Собачье сердце») Шариков - характеристика литературного героя Сатира в повести Булгакова «Собачье сердце» Тема опасности «революционного» преобразования природы Собачье сердце, Сатира (по повести «Собачье сердце») Собачье сердце, Шариков и шариковщина (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Творчество М. А. Булгакова Взаимоотношения Шарикова и Преображенского Сочинение повестям М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца» Роль автора в повести «Собачье сердце» «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени Спор между доктором Борменталем и профессором Преображенским Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце») Реальность и фантастика в повести М.А.Булгакова «Собачье сердце». Сатира в повести М.А.Булгакова (на примере повести "Собачье сердце"). Шариков и шариковщина в повести А.Булгакова"Собачье сердце" Сочинения по произведению "Собачье сердце" (Булгаков М.А.) Сцена проведения профессором Преображенским уникальной операции М. А. Булгаков «Собачье сердце»: проблематика повести Сюжетная основа повести «Собачье сердце» Шариков как типичный продукт своей эпохи Собачье сердце, Шариков и шариковщина «Собачье сердце», Разумное и нравственное всегда совпадают”. Л. Н.Толстой Собачье сердце, Рождественская история на Пречистенке (основные темы повести М. Булгакова «Собачье сердце») Интеллигенция в произведениях Булгакова Вечная проблема лучших умов в России М. Булгаков. «Собачье сердце» М. Булгаков. «Собачье сердце» Краткая характеристика произведения "Собачье сердце" Каково происхождение имени Шарикова в романе «Собачье сердце» «Собачье сердце» М. Булгакова повесть предупреждение Фантастика и реальность в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Каково авторское отношение к профессору Преображенскому Жанровое своеобразие повести "Собачье сердце" Итоги эксперимента «Шариковщина», как обществен­ное явление Художественное своеобразие повести Булгакова "Собачье сердце" Мое отношение к профессору Преображенскому Гоголевские традиции в «Собачьем сердце» и «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова Сочинения по роману Булгакова «Собачье сердце» Тема дисгармонии в повести М. Булгакова «Собачье сердце» Фантастика в «Собачьем сердце» Собачье сердце, Роковые эксперименты Собачье сердце, Рассуждения над страницами повести «Собачье сердце» Нравственно-философская проблематика произведений М. А. Булгакова М. А. Булгаков и театр Развернутые планы сочинений «Новый человек» в изображении М. А. Булгакова Шарик и Полиграф Полиграфович Шариков Фантастика и реальность в повести Булгакова «Собачье сердце» Об истории создания и публикации повести «Собачье сердце» Москва 20-х годов в повести Михаила Булгакова «Собачье сердце» Размышление по повести М. Булгакова «Собачье сердце» От чьего лица ведётся повествование в повести "Собачье Сердце" Экранизация повести «Собачье сердце» Экранизация повести М. А.  Булгакова «Собачье сердце» «Собачье сердце» М. А. Булгакова повесть предупреждение Проблематика и художественное своеобразие повести Комическое и трагическое в произведениях М.А. Булгакова (на примере повести «Собачье сердце» и романа «Мастер и Маргарита») Новаторство повести «Собачье сердце» Живучесть "шариковщины" как явления Профессор Филипп Филиппович Преображенский Собачье сердце, Булгаков —«политически вредный автор» (Литературный отзыв) Преображенского в повести М. А.Булгакова «Собачье сердце» Каково авторское отношение к профессору Преображенскому? (по повести "Собачье сердце" Булгакова М.А.) «Собачье сердце» повесть предупреждение Смысл сатиры Михаила Булгакова (на примере повести "Собачье сердце" и романа "Мастер и Маргарита") Выпускное сочинение по повести «Собачье сердце» «Расчеловечивание» Шарикова Собачье сердце Полиграф Полиграфович Шариков в повести «Собачье сердце» Образы Шарикова и Швондера в повести «Собачье сердце» Живучесть "шариковщины" как морального явления Как изображается Москва в повести "Собачье сердце" Основа сюжета повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» Результаты швондеровского воспитания Шарикова Сатира Жизнь с собачьим сердцем (по повести М. Булгакова «Собачье сердце») Карьера Шарикова в повести «Собачье сердце» Чем же занимается этот Швондер Собачье сердце, Проблематика и художественное своеобразие повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» Сюжет и образы в повести «Собачье сердце» Почему ошибся профессор Преображенский Разумное и нравственное всегда совпадают Рассуждения над страницами повести Эксперемент и его последствия Человек с собачьим нравом (Булгаков "Собачье сердце") Приемы комического в повести «Собачье сердце» Поздняя философия М.А.Булгакова «Собачье сердце»