Марина Ивановна Цветаева


Биография
Биография писателя
Произведения
7 произведений
Сочинения
158 сочинений

«Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века (по творчеству Марины Цветаевой)»

Сочинение

Над кабаком, где грехи, гроши,

Кровь, вероломство, дыры —

Встань, Триединство моей души, —

Лилия — Лебедь — Лира!

М. Цветаева

В стихах поэтессы Серебряного века Марины Цветаевой главное — не слова, не их буквальное значение, а то, что за ними, то, к чему бегут строчки; то, к чему ведут стремительные рельсы-тире; то, к чему влечет скрытая в стихах стремительная интонация… Ее стихи разнообразны по мотивам и интуитивны: «Моим стихам, как драгоценным винам, // Настанет свой черед». И поэтесса оказалась права — это время настало.

Одна из моих любимых поэтесс 20 века родилась 26 сентября 1892 года в Москве:

Красною кистью

Рябина зажглась,

Падали листья,

Я родилась.

Рябина стала символом судьбы поэтессы, которая полыхала ярко, но недолго… Через всю жизнь пронесла Цветаева свою любовь к Москве, отчему дому. Поэтому одной из ведущих тем в ее творчестве является Россия, родина, которая властно вошла в душу поэтессы широким полем и высоким небо. В стихах 1916−1917 годов много бесконечных дорог, быстро бегущих туч, багровых закатов, лиловых беспокойных зорь. А мир воевал, шла война — мировая, затем гражданская. Жалость и печаль переполняли ее стихи:

Бессонница меня толкнула в путь.

- О, как же ты прекрасен, тусклый Кремль мой! -

Сегодня ночью я целую в грудь —

Всю круглую воюющую Землю!..

Бедствия народа — вот что прежде всего пронзило ее душу.

Что касается революции 1917 года, то ее понимание было сложным, противоречивым. Кровь, обильно проливаемая в гражданской войне, отторгала, отталкивала Марину Цветаеву от революции:

Белый был — красным стал:

Кровь обагрила.

Красным был — белым стал:

Смерть победила.

Это был плач, крик души. В 1921 году вышла первая книга поэтессы «Версты», состоящая из стихов, написанных в 1916 году. Здесь воспета любовь к городу на Неве, в них много пространства, простора, дорог, ветра, быстро бегущих туч, солнца, лунных ночей. Стихотворение «Не умрешь, народ» звучит как проклятие фашизму, прославляет бессмертие народов, борющихся за свою независимость.

Поэзия Цветаевой — одно из ярких явлений русской литературы. Как и для любого поэта, для нее характерна тема поэта и поэзии. Марина Цветаева доказывает, что Поэтом нужно родиться. «Ребенок, обреченный быть Поэтом». Многие стихи ее посвящены воплощению Поэта именно в юных созданиях. Поэта Цветаева называла «странной особью человеческой», живущей с обнаженным сердцем и не умеющей легко справляться с земным порядком вещей. Поэт бывает и смешон, и нелеп, и беспощаден в житейских ситуациях. Даже смерть Поэта, по Цветаевой, есть нечто больше, чем человеческая утрата. Особый атрибут настоящего слуги творчества — исключительная способность к любви.

В лирике Цветаевой мы видим зарисовки семейного быта, очерки милых лиц мамы, сестры, знакомых, есть пейзажи Москвы и Тарусы:

В небе — вечер, в небе — тучки,

В зимнем сумраке бульвар.

Наша девочка устала,

Улыбаться перестала.

Держат маленькие ручки синий шар.

Невозможно представить себе героиню цветаевской лирики вне любви, это означало бы для нее — вне жизни. Предчувствие сердечного переживания, ожидание, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все эти состояния героини выражены с помощью многочисленных нюансов. Любовь может быть тиха, трепетна, нежна — и стихийна. При этом она всегда внутренне драматична.

Юная героиня с особой остротой ощущает изменчивость, пленительность каждого мига. Желание остаться в памяти любимого человека звучит, например, в стихотворении «Надпись в альбом».

Любовь никогда не становится для поэтессы безмятежной усладой. В этом чувстве женщина отстаивает свое право на поступок. Она решительна и бескомпромиссна и в утверждении, и в отрицании. Цветаевская героиня немыслима без любования, восхищения любимым. Безоглядность чувств делает ее любовь всеобъемлющей. Истинное чувство живет не только в сокровенной глубине души, но и пронизывает собой весь окружающий мир. Потому сами явления этого мира в сознании героини часто соединяются с образом обожаемого человека. Стихотворение «Строительница струн» показывает это:

И если гром у нас — на крышах,

Дождь — в доме, ливень — сплошь, —

Так это ты письмо мне пишешь,

Которого не шлешь.

Ты дробью голосов ручьевых

Мозг бороздишь, как стих…

Трагическое звучание приобретает у Цветаевой тема несостоявшейся любви. Главная драма заключается для лирической героини в «разминовении» душ, «невстрече». Два человека, предназначенных друг другу, вынуждены расстаться. Их может разлучить многое — обстоятельства, люди, время, невозможность понимания… Так или иначе, слишком часто героине приходится постигать «науку расставанья». Об этом говорится в стихотворении из цикла «Разлука»:

Меж нами не версты

Земные, — разлуки

Небесные реки, лазурные земли,

Где друг мой навеки уже —

Неотъемлим.

И все же любовь вечна, она, по мысли поэта, воедино слита с миром природы и искусства, поскольку является воплощением творческого начала бытия.

Цветаева не была равнодушной ни к людям, ни к жизни, всегда щедро делилась всем, что имела, — куском ли хлеба, стихом ли… Поэтесса не разделяет понятия «любовь» и «жалость», в ней сильно сознание того, что помочь должна она — и никто иной. Только в ее поэзии мог возникнуть образ из стихотворения «Пожалей…»: жалость к умершему настолько велика, что живой человек хоронит себя заживо рядом с ним, чтобы ему не было одиноко.

Любовь к людям, жалость, желание помочь — это Лилия.

Верность Цветаевой брала начало в ее гордости. Она перестала бы себя уважать, если бы предала — мужа ли, Родину ли, память ли о погибших, до конца выполнявших свой долг. И ее собственная верность долгу — это Лебедь.

А Лира — символ ее творчества. Цветаева сумела создать целый поэтический мир, в котором есть все: от «высокоторжественных немот до полного попрания души», от ее размышлений «о юности и смерти», от личных любовных переживаний до всемирных войн… Читая ее стихотворения, перед глазами проходит не только короткая, трагически закончившаяся, но наполненная чувствами судьба женщины, но и жизнь страны и мира в то «вероломное» время.

Марина Цветаева была Поэтом, именно с большой буквы, и все в ее жизни предопределено этим:

Чтоб под камнем что-то дрогнуло,

Мне ж — призвание как плеть —

Меж стенания надгробного

Долг повелевает — петь.