Стихотворения

Федор Иванович Тютчев


Сочинения
16 сочинений

«Анализ стихотворения «Декабрьское утро»»

Сочинение

Тема природы всегда интересовала многих русских поэтов и занимала одно из главных мест в их творчестве. Природа в пейзажной лирике Федора Ивановича Тютчева отличается самодостаточностью и независимостью от человека. Все в ней подчинено единому, всемирному закону жизни.

Поэт видел природу в постоянном движении, непрерывной смене явлений, в переходных состояниях: например, как в произведении «Декабрьское утро». В нем описывается постепенная смена времен суток: от напыщенной темной ночи к новому светлому дню. Тютчев описывает как робко и незаметно лучи солнца приходят на смену тьме, которая не торопится уступать свое место. В конце концов наступает утро и все вокруг лучится девным светом.

Основной темой стихотворения «Декабрьское утро» является тема предопределенности и покорности всего живого, неживого и даже такого абстрактного понятия как время суток единым законам природы. Как бы не противилась ночь, но после нее всегда наступит день, свет придет после тьмы, и сон сменится на явь.

Перед первоначальным текстом Тютчева на полях имеется пометка «Декабрь. 8 часов утра». По моему мнению, название и само стихотворение отражает поэтические раздумья автора о гармонии и совершенстве систем в окружающем мире, которое видит почти в неуловимом переходном состоянии жизни природы.

Условно стихотворение можно разделить на три части: три последовательные части, в которых происходит постепенное появление нового светового дня. В первой строфе перед читателем открывается картина ночи, растворения окружающего мира в сумерках и неясной перспективы наступления ожидаемого утра. В этом четверостишье Тютчев неоднократно использовал прием олицетворения: ночная тень еще не тронулась на небосводе, она все еще царит под звездами, ясно не осознавая, что вот уже новый день встрепенулся и готов занять свое место. В следующей строфе, центральной части, мы видим именно то самое, любимое Тютчевым, переходное состояние природы: постепенное появление первых солнечных лучей на все еще сияющем ночным торжеством небосводе. Поэт называет лучи «ленивыми», «несмелыми», что показывает поэтапность самого процесса становления светового дня. Последнее четверостишье — полное испарение ночи и внезапное, быстрое появление всего сияния, всех особенностей нового утра. Композиционное кольцо замыкается совмещением первой и последней строки, прилагательными «ночная» и «дневной». Антитеза разграничивает такие два понятия как «ночь» и «день», но в то же время придает единство всему стихотворению через подчинение друг другу этих противоположностей.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ стихотворения Silentium! Анализ стихотворения «Фонтан» Анализ стихотворения «Как летней иногда порою…» Анализ стихотворения Тютчева «Есть в осени первоначальной…» Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. «Весенние воды» Анализ стихотворения Тютчева Ф. И. «Весенние гроза» Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весенние воды» Анализ стихотворения Ф. И. Тютчева «Весна» Анализ стихотворения Ф. Тютчева «Еще земли печален вид» Анализ тихотворения Ф. Тютчева «О, как убийственно мы любим» Восприятие и истолкование стихотворения Ф. И. Тютчева «Певучесть есть в морских волнах…» Особенности стихотворений А. А. Фета «Фонтан» и Ф. И. Тютчева «Фонтан» (сопоставительный анализ). Отражение жизни в творчестве Федора Тютчева Стихотворение «Silentium!» (Восприятие. Истолкование. Оценка.) Человек и природа в русской литературе (по лирике Ф.И. Тютчева)