«Философская система мира в лирике Ф. Тютчева.»
 Тютчев — поэт, в творчестве которого соединилось богатое идейное содержание с исключительной поэтической силой, с богатством образности и музыкальности. Основная черта, преобладающая в его лирических произведениях, — это какое-то глобальное чувство космоса. В то же время чувство это носит вполне объективный и реалистический характер. Поэт ощущал себя частицей огромного мира, а потому считал все чувства и настроения человека проявлениями космического бытия как такового. Целостность жизни, физические явления воспринимались им как проявление самой природы, космоса, как состояние и действие живой души. Природа для него — сгусток живых страстей, сил, чувств, а отнюдь не мертвый материал, послушный воле художника:
 Не то, что мните вы, природа:
 Не слепок, не бездушный лик —
 В ней есть душа, в ней есть свобода,
 В ней есть любовь, в ней есть язык.
 Даже в тех произведениях, где темой служат отдельные моменты проявления личной, внутренней жизни, они представляются поэту одновременно и выражением чувств и явлений всего космоса. У Тютчева душа как бы пребывает в двух ипостасях: вся она словно порыв радости, ликование, открытость стихии в начале жизни и в зрелую пору, и затем («как бы эфирною струею по жилам небо потекло») старческая любовь — это уже вечерняя заря на потухшем небе, страстное томление по упоительному счастью в былые дни, рождающее сгущение атмосферы перед грозой, слезы же — «капли дождевые зачинающей грозы». Это не просто образы, а восприятие поэтом подлинно вселенской масштабности природы, перенесение в личную жизнь категорий космического порядка.
 Само содержание, наполнение космоса осмысливается как средоточие многообразия, в лирике Тютчева всегда присутствует двойственность, борьба, сопряжение различных начал. Наиболее яркий пример тому — стихотворение «День и ночь».
 День — сей блистательный покров —
 День — земнородных оживленье,
 Души болящей исцеленье,
 Друг человека и богов!
 Но меркнет день — настала ночь;
 Пришла — и с мира рокового
 Ткань благодатную покрова
 Собрав, отбрасывает прочь.
 И бездна нам обнажена
 С своими страхами и мглами,
 И нет преград меж ней и нами —
 Вот отчего нам ночь страшна.
 День и ночь — символы двух стихий космоса, светлой и темной, которую Тютчев называет «хаосом», олицетворением безымянной бездны:
 Как жадно мир души ночной
 Внимает повести любимой!
 Из смертной рвется он груди,. 
 Он с беспредельным жаждет слиться!..
 О, бурь заснувших не буди —
 Под ними хаос шевелится!..
 Жизнь космоса — борение светлого начала с хаосом. Вселенское бытие двойственно: свет и мрак связаны между собой, как день и ночь, лето и зима. И главное, что не только светлое начало, но и хаос, мрак божествен, прекрасен. Это подтверждается и эпитетами: хаос — «родимый», ночь — «святая».
 Борьба между идеальным и демоническим существует не только в природе, но постоянно происходит и в самой человеческой душе:
 И человек, как сирота бездомный,
 Стоит теперь, и немощен и гол,
 Лицом к лицу пред пропастию темной.
 И чудится давно минувшим сном
 Ему теперь все светлое, живое…
 И в чуждом, неразгаданном, ночном
 Он узнает наследье родовое.
 Темная стихия страсти, «угрюмый, тусклый огнь желанья», таит очарование, пожалуй, более сильное, чем светлая «пламенно-чудесная» ипа. День лишь «отрадный» и «любезный», ночь же — «святая».
 Подлинное значение хаоса в лирике 
 Ущерб, изнеможенье — и на всем 
 Та кроткая улыбка увяданья,
 Что в существе разумном мы зовем 
 Божественной стыдливостью страданья.
 Итак, в лирике 
