Федор Иванович Тютчев


Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
159 сочинений

«Стихотворение Ф. И. Тютчева «Не то, что мните вы, природа…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Тютчев — один из выдающихся поэтов девятнадцатого века. Его творчество разностороннее и глубокое. В своих стихах Тютчев обращается к теме поэта и поэзии, к темам любви, народа и, конечно же, к теме природы. Природа у него — это особая жизнь; космос, который живет по определенным законам, и человек, как часть этого космоса, также подчиняется всеобщим законам мира. Однако, чаще всего, человек забывает о своей принадлежности к этому миру, людям свойственно воспринимать себя, как что-то исключительное. Тютчев обожествляет природу. Материалисты к концу девятнадцатого века старались отказаться от этого поэтического понимания природы. Но Тютчев противостоял этой идее всей душой. Своеобразным ответом материалистам стало стихотворение «Не то, что мните вы, природа…» В этом лирическом произведении автор показывает всю красоту природы, ее живость. Он осуждает тех, кто не признал души в окружающем мире:

Не то, что мните вы, природа;

Не слепок, не бездушный лик —

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык…

Тютчев понимает, что материалисты посредственны и живут одним днем: «Они не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах». Тютчевские пейзажные зарисовки неотделимы от человека, его душевного состояния, его чувств. И отрицание природы для Тютчева просто немыслимо. Поэт счастлив, что в его жизни природа оставалась тем естественным светом, который помогал ему жить и радоваться жизни. Автор противопоставляет себя материалистам:

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела.

При них леса не говорили

И ночь в звездах нема была.

Поэт идет, на мой взгляд, от «противного», говоря о том, чего не имели эти люди. Тютчев таким образом указывает на то, что сам имеет и чем богат:

И языками неземными,

Волнуя реки и леса

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза.

Пейзаж Тютчева образен и точен. Поражает в стихах поэта мастерство деталей, имеющих исключительно большое значение в его поэтических миниатюрах.

Стихотворение музыкально и пластично. Подобно живописцу, который кладет на холст мазок к мазку в естественной, живой их гармонии, с какой-то бархатной, грудной теплотой выговаривает Тютчев слоги своих стихов. Поэт обращается к своим оппонентам с риторическими вопросами:

Вы зрите лист и цвет на древе

Иль их садовник приклеил?

И зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?

В последней строфе автор обращается к невидимому собеседнику и своеобразно делает вывод:

Не их вина, пойми, коль, может

Органа жизнь глухонемой

Увы, души в нем не встревожит

И голос матери самой.

Таким образом, можно утверждать, что в стихотворении присутствует не только лирический герой, но и оппонент, и невидимый собеседник-соратник.

В стихотворении Тютчев прибегает к инверсии, которая способствует созданию величественного образа природы.

Тютчев не награждает объект своих размышлений яркими эпитетами. Образность достигается глаголами, которые придают динамичность стихотворению («лучи не сходили», «весна не цвела», «зреет плод», «леса не говорили», «ночь нема была», «гроза не совещалась»).

Образ природы так же создается за счет имен существительных, являющимися своеобразными признаками, которыми обладает природа: «в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык».

Природа обладает своим языком, который способен понять и выучить не каждый:

Языками незваными

Волнуя реки и леса

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза.

Но автор не обвиняет своих оппонентов, хотя считает этих людей глухими не только к окружающему миру, но и к самим себе, в первую очередь. Лирическому герою искренне жаль этих людей.

В синтаксическом плане стихотворение представляет систему сложных и простых предложений, осложненных однородными сказуемыми. Таким образом, здесь можно говорить об эмоциональной возбужденности лирического героя. Риторические вопросы во второй строфе лишь утверждают и усугубляют бесчувственность материалистов.

Тютчев тверд в своем понимании природы. Он обожествляет ее и делает неотъемлемой частью жизни поэта.