Федор Иванович Тютчев


Биография
Биография писателя
Произведения
16 произведений
Сочинения
159 сочинений

«Стихотворение Ф. И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас…») (Восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Через все творчество Ф. И. Тютчева проходит тема любви. Чаще всего любовь в его стихотворениях — это страстное, роковое чувство, единство и борьба двух душ. Так, полон трагизма знаменитый «Денисьевский цикл». Но есть и другие стихотворения о любви, пронизанные чистым, светлым, пьянящим чувством. Таково, к примеру, стихотворение «К.Б.». Датировано оно 26 июля 1870 года и посвящено Амалии Лерхенфельд. Еще в юности Тютчев был влюблен в эту женщину, но им не суждено было быть вместе. Почти через полвека состоялась их случайная встреча в Мюнхене, она и вдохновила поэта на создание этого шедевра.

Стихотворение написано в форме прямого обращения к возлюбленной, что подчеркивает его личностный характер, реальность испытываемого чувства. Личные местоимения «я», «вас», придают некую интимность.

Стихотворение очень метафорично: цветение весны отождествляется с молодостью человека, осеннее увядание — со старостью. Как весной пробуждается природа, так «оживает», казалось бы, «отжившее сердце», воскресают хранимые в сердце чувства. «Повеет», «обвеян дуновеньем» — в этих словах рождает в воображении образ теплого, приятого, ласкового ветерка. Как это и свойственно лирике Тютчева, сливаются воедино мир человеческой души и мир природы. Влюбленность в женщину — это влюбленность в жизнь, это растворение в ней, это вечная молодость души.

Встреча с любовью юности возвращает утраченную с годами гармонию. Лирический герой был счастлив в то «время золотое». «Все былое» — это, наверняка, глубокое и прекрасное чувство, время «душевной полноты». Память о нем хранилась в душе, поэтому даже во время «вековой разлуки» продолжали существовать «не умолкавшие» звуки, песни влюбленного сердца. Это не просто «воспоминанье», это «жизнь», в которой царит «то же» очарованье. Ничего не меняется, и в двадцать лет, и в семьдесят человеческое сердце способно гореть в огне любви, а подлинные чувства поистине вечны.

Это стихотворение рождает множество ощущений, обостряются все чувства. Герой «вспоминает», «смотрит», «глядит», жизнь «заговорила», звуки становятся «слышнее»… Да, все действительно «ожило»! Этот всплеск мимолетен, случается лишь «порою», это подтверждает и градация «бывают дни, бывает час». Все происходит «как бы во сне», возрождается «упоение», то есть восторженность и наслаждение. Кажется, что влюбленный не верит своему счастью. Сначала он даже не может осознать, что за чувство «встрепенулось», внезапно вздрогнуло и пришло в движение. На это указывает неопределенное местоимение «что-то» во второй строфе. Лишь в последней строфе произносится это магическое слово «любовь»!

Образ любимой неконкретен, размыт. «Милые черты» мы видим глазами лирического героя. Но, наверное, это женщина действительно прекрасна, раз о ней говорится с таким восхищением!

Каждая строфа завершается многоточием, это создает впечатление недосказанности. Действительно, можно ли все рассказать о чувстве, которое живо даже после «вековой разлуки»? Кажется, что лирический герой полностью погрузился в воспоминания о тех счастливых днях. В конце последней строфы — жизнеутверждающее восклицание. Любовь- вечное, бессмертное чувство, над ним не властно время! Прошлое и будущее сливаются, становится понятно, что ниточка, связывающая сердца влюбленных никогда не обрывалась до конца. Последняя строфа построена на анафорах, усиливающих ощущение неразрывности: «тут»; «и то же».

Эпитеты незамысловаты и просты, но очень точны и метки. Лексический ряд стихотворения характеризуется чистотой, эмоциональным подъемом: «ожило», «золотое», «тепло», «весна», «дуновенье», «упоеньем», «милые» «очарованье», «любовь». Даже звуковая сторона этих слов примечательна: аллитерация на сонорные согласные «л», «н» придает звучность, напевность и плавность. Этим звучанием наполнены все строфы стихотворения.

Конечно же, присутствует понимание того, что молодость прошла. Ряд слов по своему значению окрашены в минорные тона: «в отжившем», «забытом», «поздней», «разлука». Жизнь противоречива, в хорошем можно увидеть плохое, но и в печальном рассмотреть радостное.

Стихотворение написано излюбленным размером Тютчева — ямбом. Перекрестные рифмы дополняют мелодию стиха. Мысль и чувство выражены ясно, гармонично и полно, и особенность стихосложения способствует этому.

Всем своим содержанием, построением стихотворение «К.Б.» напоминает о любовной лирике Пушкина. В стихотворении «К***" (имя адресата тоже зашифровано!) описывается встреча после долгой разлуки. Та же мысль о бессмертии подлинного чувства, те же «милые черты», та же рифма в последней строфе «вновь-любовь». Наверное, любовь все-таки вечна…

Среди современников Тютчева стихотворение не получило широкой известности. Настоящей оценкой этому произведению стала несомненная популярность романса, который был впервые исполнен И. С. Козловским и сразу же пленил слушателей.

Любовь в лирике поэта — одно из самых глубоких наслаждений жизни, любовь — это великая сила, которая дарит человеку жизнь и вдохновение.

Жизнь, по Тютчеву, — это противоборство враждебных сил. Драматизм восприятия действительности в сочетании с неиссякаемой любовью к жизни.