«Искусственность унижает и опошляет все то, к чему она прикасается (Д.И.Писарев).»
Для того, чтобы лучше понять высказывание критика 19 века
Слово «искусственность» в словарях употребляется по отношению к чему-либо: искусственный интеллект, искусственный спутник, искусственный язык
Искусственность может проявляться в разных областях, например, в сфере искусства. Картина, представляющая собой грамотное сочетание технических тонкостей, написанная дорогими красками, помещенная в прекрасную оправу, но сделанная ради славы или денег, будет искусственной. В то же время, творение, созданное с любовью и с душой, пусть простым карандашом на клочке альбомного листа, — уже искусство! Также и в сфере человеческих взаимоотношений. Многие люди предпочитают скрывать свои чувства, говорить в лицо одно, а за спиной — совсем другое, лицемерить и играть. Для большинства окружающих эта игра будет явной и неприятной, потому что эмоции и чувства не терпят искусственности.
Ярким примером этого явления в обществе служит комедия Грибоедова «Горе от ума». Фамусовская среда — образец лицемерия и искусственности. В этом обществе умение вовремя притвориться, сыграть цениться больше, чем личные качества и черты характера. Вся эта игра и притворство служат одной цели: устроиться на выгодное место работы, занять важный пост, попасть в высшие слои общества, удачно жениться или выйти замуж. И каким же пошлым предстает перед нами Молчалин в своей любви к Софье, в своем унизительном подчинении Фамусову!
Жизненные принципы Молчалина можно охарактеризовать следующими цитатами: «В мои лета не должно сметь / Свое суждение иметь», «Угождать всем людям без изъятья — / Хозяину / Начальнику / Слуге его «. Искусственность становится верным спутником этого героя, иногда он сам не различает, где искренен, а где — лицемерен.
Вспоминаются слова Сергея Довлатова: «Рожденный ползать, летать не хочет». Они хорошо характеризуют жизненную позицию Молчалина. Зачем стремиться к высоким идеалам, если всё решается гораздо проще? Он помнит, что «чтобы чины добыть, есть многие каналы». Какие? «Там моську вовремя погладит, / Тут в пору карточку вотрет…» Как всё просто, правда?
Молчалин помнит, что завещал его отец: «угождать всем людям без изъятья». Вот он и старается: льстит всем, кто может быть полезным. Но с теми, от кого нельзя получить выгоду, Молчалин не такой покладистый. С Лизой он повеса, забывает о робости и воспитанности, соблазняет девушку сомнительными подарками, расписывая их, словно приказчик галантерейной лавки, что не свойственно приличному и воспитанному человеку. Искусственность, коснувшись Молчалина, поглотила его, сделав пошлым, циничным человеком, а в глазах других — лицемерным шутом в доме Фамусова.
Противоположностью этого героя в комедии является Чацкий, но боящийся быть естественным и откровенным, в конце произведения разоблачающим ложь Молчалина. Чацкий привлекает читателя своими суждениями, смелостью. Он нашел в себе силы противостоять фамусовскому обществу, хотя понимал, что его никто не примет. В итоге случилось еще хуже: Чацкого признали сумасшедшим и вынудили покинуть дом Фамусова. Но для меня его честный, открытый образ намного привлекательнее лицемерия и наигранности Молчалина. Неискусственные чувства и эмоции, то есть свободное выражение своей точки зрения, признания в любви, смелость говорить правду в лицо, должны быть идеалами взаимоотношений между людьми.
Лучше сказать человеку то, что ты о нем думаешь, чем прикидываться его другом.
Лучше отстаивать свое мнение, чем менять его в зависимости от того, кто является слушателем — сторонник или противник.
Лучше быть честным с самим собой, чем тешить самолюбие искусственными надеждами и иллюзиями.
Я полностью согласен с высказыванием Писарева и считаю, что нужно опасаться искусственности и быть естественным и откровенным с окружающими и с самим собой.