Кондратий Федорович Рылеев


Биография
Биография писателя
Произведения
4 произведения
Сочинения
13 сочинений

«Стихи, поэмы и думы К. Ф. Рылеева»

Сочинение

Кондратий Федорович Рылеев. В литературном движении 10-20-х годов XIX века важное место занимает творчество поэтов-декабристов – Рылеева, Одоевского, Кюхельбекера, Раевского и многих других, чьи имена вошли в историю русской литературы как имена ближайших преемников Радищева. Наиболее ярким и талантливым среди поэтов-декабристов был Кондратий Федорович Рылеев. В декабре 1825 года главным зданием в Петербурге стала Петропавловская крепость: сюда свозили государственных преступников, участников восстания декабристов. Почти шестьсот человек приговорили. 121 из них был признан виновным и отправлен на каторжные работы, в крепости, разжалованы в солдаты и переведены в действующую армию на Кавказ. Пять из них, в том числе и Рылеев, были казнены. Насильно оборвалась жизнь поэта. Рылеева мы можем безоговорочно назвать поэтом-гражданином, в творчестве которого жизнь и поэзия слились в одно целое. До восстания декабристов Рылеевым было написано небольшое, но очень сильное стихотворение «Гражданин». В нем поэт призывает выполнить свой гражданский долг и вместе с тем предостерегает тех, кто «с хладнокровием бросает холодный взгляд на несчастье страдающего отечества». Развивая свою мысль, поэт говорит:

Они покаются, когда народ, восстав,

Застанет их в объятиях неги.

Такие политические стихи, как «Видение», «Гражданское мужество», «Я буду в роковое время…», поэмы «Войнаровский», «Наливайко», думы, агитационные песни, выводят Рылеева на первое место в литературном движении 10-20-х годов XIX века. Особое место занимают несколько песен, сложенных им в соавторстве с А. А. Бестужевым: «Ты скажи, говори…», «Ах, тошно мне…», «Уж как на небе две радуги…», «Как идет кузнец так из кузницы…» и другие. Своеобразие этих песен в том, что они очень близки по своему составу к народному. Они передают думы народа, порабощенного царской тиранией, чиновниками:

Ах, тошно мне

И в родной стороне

Все в неволе,

В тяжелой доле,

Видно, век доживать.

Нигде и ни в ком не находит народ правды: грабят его господа «без стыда», еще труднее народу от царских поборов:

Нас поборами царь высушил,

Как сухарь

Однако и в крайнем бедствии народ не падает духом, он верит в свои силы и способности:

А что силой отняли Силой выручим мы то.

Особое место в творчестве Рылеева занимает поэтический цикл «Думы», созданный в 1821-1823 г., а в 1825 г. был издан отдельной книгой. В предисловии к этой книге Рылеев объяснил происхождение и особенности жанра составляющих ее стихотворений и цель, которую он стремился достичь: «Напоминать юношеству о подвигах, знакомить его с ясновельможными эпохами народной истории, сдружить любовь к родине с первыми впечатлениями памяти – вот верный способ для привития народу сильной привязанности к родине…».

Центральное место в думах занимают образы борцов за независимость родины и свободу народа, борцов против деспотизма и угнетения. Поэт восхищается мужеством Святослава, Мстислава Отважного, Дмитрия Донского, Ермака, Ивана Сусанина. Особенно дорог ему Волынский, воплощение «доблести гражданской», «отечества верный сын», «заклятый враг позорного неправосудия». Не возникает сомнения, чье мнение выражает Волынский: «Славная кончина за народ! .. За истину святую. И казнь мне будет торжеством!». Его готовность «любовью к родине дыша», стать «за страждущих – железной грудью», все это были убеждения самого Рылеева. Свой идеал поэта, «правды верного жреца», «поклонника пламенного добра», «органа истины священной», что «выше всех на свете благ Общественное благо ставил Святую добродетель славил», всегда оставался «гонимым и злым непримиримым врагом», Рылеев воплотил в думе «Державин».

Стоит заметить, что установка на поучение, на воспитание положительным примером помешала исторически верному изображению в думах событий и деятелей прошлого. Но огромная популярность дум свидетельствовала о своевременности этих произведений и действенности средств, к которым обратился поэт.

Особое место в цикле занимает «Иван Сусанин», единственная дума Рылеева, в центре которой стоит не царь, не князь, не вельможа, который думает принести темным безмолвным массам свободу, образование, а человек из народа, который служит правому делу так, как он его понимает. Сусанин – самый исторически правдивый характер из всех, которые мы видим в думах. Думу «Иван Сусанин» высоко ценил Пушкин. Глинка создал оперу «Иван Сусанин». Общенародной известностью пользовалась дума «Смерть Ермака», ставшая народной песней («ревела буря, гром гремел»). В 1823 г. создается поэма «Войнаровский», отразившая значительные изменения, происходившие в творчестве Рылеева. В ней уже нет того слияния автора с героем, в уста которого поэт вкладывает свои мысли и убеждения, что было характерно для дум. Поэт и герой уже по-разному смотрят на происходящее, по-разному оценивают его. Содержание поэмы составляет теперь повествование, ход событий, которым она посвящена. Своеобразие поэмы отметил Пушкин: «Рылеева «Войнаровский» несравненно лучше всех его Дум, – писал он, – состав его возмужал и становится смиренно-повествовательным, чего у нас почти еще нет».

Ободренный высокой оценкой, которую получила у Пушкина первая поэма, Рылеев начинает поэму «К», посвященную борьбе за национальную независимость украинского казачества с панской Польшей в конце XVI века. Поэма осталась незаконченной. Судя из сохранившихся отрывков, большое место в ней должно было занять изображение картин народной жизни и быта, участия народных масс в национально-освободительной борьбе. В главном герое поэмы подчеркнута его близость к народу, готовность отдать жизнь борьбе за освобождение народа от иноземного ига. Герой поэмы «Наливайко» – гетман, поднявший меч за свой край.

Гетман Наливайко предвидел трагический исход, однако это не остановило его. В поэме есть как бы пророческие слова главного ее героя:

Известно мне: погибель ждет того,

Кто первый встанет за народ –

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искупленная воля?

Погибну я за край родной,

Я это чувствую, я знаю.

Эти же слова можно отнести и к самому Рылееву. Декабрист Н. А. Бестужев увидел в них указание на «будущий жребий» поэта, и Рылеев согласился с ним. «Верь мне, сказал он, – что ежедневно убеждает меня в необходимости моих действий, в будущей погибели, которой мы должны купить нашу первую попытку для свободы России». Высшая доблесть и заслуга перед народом в его глазах – это деятельность борца за освобождение своей страны. На стихах Рылеева воспитывались последующие поколения борцов за свободу. Имя Рылеева было для них, по выражению Огарева, «доблестным заветом и звездой».