Прощание с Матёрой

Григорий Ефимович Распутин


Краткое изложение
Читается примерно за 6 минут
Сочинения
40 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «прощание с Матерой»»

Сочинение

Русская литература 1960−1980-х годов развивает традиции русской классической литературы, обращаясь к судьбе России, к образу «малой родины». В. Г. Распутин является одним из лучших представителей «деревенской» прозы того времени. А его повесть «Прощание с Матерой» является вершинным произведением этого направления.

В своей повести Распутин затрагивает извечные проблемы, которые волновали и будут волновать человека во все времена. Автор рисует нам запоминающиеся характеры, показывает столкновение старого и молодого поколений, указывая на их различное отношение к жизни.

В повести центральной фигурой, носительницей духовных ценностей, является Дарья Пинигина, «самая старая из старух; лет своих не знала точно». Но она «несмотря на годы… была пока на своих ногах, владела руками, справляла посильную и все-таки немалую работу по хозяйству».

Дарья — сильная по духу женщина. Она из тех, кто притягивает к себе людей, рядом с ней они набираются силы. Героиня родила шестерых детей, но трое из них умерли. Она пережила и потерю детей, и потерю мужа, который ушел на охоту и не вернулся. Но все же сердце Дарьи не зачерствело, не охладело к людям. Наоборот, она старается жить «по совести», не обижать людей, помогать им. Героиня приютила у себя Катерину, чей дом спалил ее сын, Петруха, и Симу с внуком, которые боялись ночевать одни.

Дарья прожила долгую жизнь, многое поняла. Она пытается научить своей правде и сына с внуком, чтобы они шли дальше и передавали ее опыт: «Я мало видела, да много жила. На че мне довелось смотреть, я до-олго на его смотрела». Героиня видит, что погоня за прогрессом, который якобы должен принести всеобщее счастье, может увести человека с пути, который ему предначертан, с настоящей дороги. Дарья говорит своему внуку Андрею: «Че говореть — сила вам нонче большая дадена. Да как бы она не поборола, сила-то эта…».

Героиня говорит о том, что создание и применение в труде машин обезличивают человека, он теряет свою душу, самого себя. И эта погоня ничего хорошего не несет: «Пуп вы щас не надрываете… А что душу свою потратили — вам дела нету». Дарья понимает, что уже не машины служат людям, а люди машинам: «Оне с вас все жилы вытянут, а землю изнахратят».

Дарья болеет душой за сына, за внука, но видит, что они уже не такие, как она. Они не так любят свой дом, свой остров, не так заботятся о традициях, данных им предками. Не случаен эпизод проводов Андрея. Он прощается с бабушкой в избе, потому что не хочет, чтобы она проводила его до лодки. Но не это покоробило Дарью: внук не попрощался с Матерой, «не погоревал тайком, что больше никогда ее не увидит, не подвинул душу…». Для Дарьи, которая видела смысл существования человека в связи с землей, с домом, где он родился, это была настоящая беда. Героиня во всем винит себя. Ведь это она не смогла привить внуку любовь ко всему, что ей самой было так дорого.

Дарья до конца жизни остается преданной своей родине. Она формулирует главную мысль произведения, которую автор хочет донести до читателей: «Правда в памяти. У кого нет памяти, у того нет жизни». Вот почему Дарья хочет увезти могилы своих родителей туда, где будет жить и где будет похоронена сама, чтобы не прерывалась цепочка памяти. Ведь благодаря родителям она родилась и выросла, дала жизнь другим.

Героиня болеет душой за весь свой род, поэтому осквернение родовых могил «официальными лицами» из санэпидемстанции становится для нее душевной трагедией. По мнению Дарьи, да и по мнению других старожилов, это знак полного одичания человека. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки. Вот почему, вернувшись с кладбища, Дарья никак не может найти места, вся работа валится из ее рук.

Героиня чувствовала себя виноватой и боялась: «…а ить с меня спросют: как допустила такое хамство, куды смотрела?». Поэтому она не может пойти на кладбище, а уходит на берег Ангары и там пытается найти успокоение, найти ответы на мучившие ее вопросы.

Дарья размышляет о течении жизни и сравнивает его с ниточкой: род — это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, а на другом конце завязываются новые. И героине не безразлично, какими будут эти новые люди, приходящие ей на смену. Так, в повести проводится мысль о смене поколений.

Дарья понимает значение совместного труда. В сцене сенокоса она видит, что главное для людей не сама работа, а чувство единения друг с другом и с природой. Верно подметил внук Дарьи: «…вы здесь вроде как работаете для жизни». Сама Дарья всю жизнь проработала на земле и не одобряет внука, который ищет место среди машин, техники.

Для героини дом является самым родным «существом», которое она никогда не продаст. Она считает его одушевленным. Поэтому в конце повести, прощаясь с домом, Дарья через силу белит и убирает его, как покойника, и чувствует, что дом это понимает. А затем она запирает свое жилище на ключ, чтобы чужие не осквернили его своим присутствием.

Итак, мы видим, что образ Дарьи Пинигиной является главным в повести. Именно через ее восприятие мы видим и слышим то, что происходит на острове. Автор наделяет эту героиню только положительными чертами. Она — истинный народный характер, проявивший себя в трудные минуты жизни.

Другие сочинения по этому произведению


«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Авторское отношение к проблематике повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Идейно-художественные особенности повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Образы жителей Матеры (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Повесть «Прощание с Матерой» Природа и человек в одном из произведений современной отечественной прозы повести (по повести В. Н. Распутина «Прощание с Матерой») Проблема памяти в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Проблематика повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Проблемы культуры, природы, человека и пути их решения Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века Рецензия на повесть В. Г. Распутина «Прощание с Матерой» Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века. (В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой».) Символика в повести В. Распутина «Прощание с Матерой» Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема защиты природы в современной прозе (Распутин, Айтматов) Тема русской деревни в современной прозе (по повести В. Распутина «Прощание с Матерой») Человек и природа в современной литературе (анализ 2-3 произведений) Анализ повести "Прощание с Матерой" Распутина В.Г. «Прощание с матерой» Валентина Распутина (Опыт рецензии) Мифологическая символика в повести В.Г.Распутина «Прощание с Матерой» Любовь к малой родине «Прощание с Матёрой» В Распутина Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар») Повесть Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века «Прощание с Матерой» – драма народной жизни в философско-нравственном аспекте Судьба русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой» Патриотизм это не любовь к идее – по повести «Прощание с Матерой» В. Г. РАСПУТИН. "ПРОЩАНИЕ С МАТЕРОЙ" (рецензия) Особенности проблематики Тема русской деревни в повести Распутина «Прощание с Матерой» Жизненный и творческий путь Валентина Григорьевича Распутина Рецензия на повесть Почему возникает щемящее чувство утраты с уходом Матёры Судьба малой родины в повести Валентина Распутина “Прощание с Матёрой” Мои размышления над романом Распутина «Прощание с Матерой» Народ, его история в повести В. Г. Распутина "Прощание с Матерой" Сюжет повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой» Апокалипсис сотворенный людьми (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)