Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Стихотворение Анчар (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Стихотворение «Анчар» один из самых ярких примеров философской лирики Пушкина, которую составляют стихотворения, где поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.

В отличие от многих других стихотворений поэта, в «Анчаре» присутствует сюжет. По своей форме и содержанию оно более всего походит на стихотворную притчу, в которой раскрывается природа рабства и тирании в человеческом обществе, а также природа и источник существующего в мире зла.

Образ Анчара, возникающий в первых строчках стихотворения, безусловно, метафоричен. Анчар — это воплощения мирового зла, его символ. Природа, мудрая и прекрасная, его «в день гнева породила», но вместе с тем позаботилась и о том, чтобы живые существа обходили это дерево как можно дальше:

«К нему и птица не летит,

И тигр нейдет…»

Однако миру природы резко противопоставлен мир людей, идея всеразрушающего человеческого своеволия:

«Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом;

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом».

Пушкин намеренно воздерживается от введения противопоставления властелин — раб. В этих строках оба действующих лица сознательно уравнены — «человека человек». При этом вина за то, что впоследствии зло выплеснулось в мир, одинаково лежит на обоих людях. На первом человеке — за то, что он послал другого к анчару «властным взглядом», а на другом — за то, что «послушно в путь потек». Только при наличии рабства, которое гнездится в душе человека, возможна тирания.

Результатом «послушности» и «природного» рабства является то, что

«…царь тем ядом напитал

Свои послушливые стрелы

И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы».

Для придания большей выразительности Пушкин пользуется такими выразительными средствами, как метафоры (пустыня чахлая и скупая, жаждущие степи, зелень мертвая ветвей, древо смерти); эпитеты (густая прозрачная смола, вихорь черный); олицетворения (Анчар, как грозный часовой).

Таким образом, стихотворение является своего рода философской аллегорией ответственности всех и каждого за то зло, которое творится на свете. И вина раба здесь ничуть не меньше, чем вина властителя. Рабство — лишь оборотная сторона тирании, и существовать они могут только вместе. До тех пор, пока есть рабы, будут и властелины, и именно рабство души, внутренняя несвобода в первую очередь поражают зло в мире. Рабство, по Пушкину, в первую очередь есть состояние неестественное, чуждое мудрой природе, существующей по гуманным законам Творца. Зло порождает человек, пытаясь идти против законов бытия и устанавливая свои собственные правила и законы в мире, который не им создан и не ему принадлежит.