Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Стихотворение А. С. Пушкина «Поэт». (Восприятие, истолкование, оценка.)»

Сочинение

Прежде всего вспомним стихотворение, в котором А. С. Пушкин обратился к высшему разуму; оно явилось как бы предвестником «Поэта»:

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе серафима

В священном ужасе поэт.

Поэзия в представлении Пушкина существует не для услаждения избранных, она является могучим средством преобразования общества, ибо несет людям идеалы добра, справедливости и любви. Поэт может вести обычный образ жизни, но наступает момент, когда он отказывается от «суетного света», от мелочных проблем светской жизни и приступает к выполнению своего предназначения.

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света

Он малодушно погружен…

Пожалуй, один из самых важных вопросов, стоящих перед художниками, писателями, поэтами, — это осмысление ими роли искусства, литературы в жизни общества. Нужна ли поэзия людям? Какова ее роль? Достаточно ли обладать стихотворным даром, чтобы стать поэтом? Эти вопросы глубоко волновали

Пушкина. Его размышления на эту тему нашли полное и многостороннее воплощение в его стихах. Видя несовершенство мира, поэт задумывается над тем, можно ли изменить его средством художественного слова, кому дается «судьбой витийства грозный дар». Он не забывает о том, что в его руках «святая лира», которая только временно молчит:

Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он.

Наступает момент истины, «божественный глагол» пробуждает творческие силы, поэт преображается, «тоскует он в забавах мира, людской чуждается молвы…», он глас народный и народный «Пророк».

Но лишь божественный глагол

До слуха чуткого коснется,

Душа поэта встрепенется,

Как пробудившийся орел.

Теперь он враг тех, кто угнетает народ. Самодержавие не кумир для него. Он самодостаточен и «к ногам народного кумира не клонит гордой головы».

Стихотворение «Поэт» не заканчивается бегством того, кого коснулся «божественный глагол». Не зря же там стоит многоточие:

Бежит он, дикий и суровый,

И звуков и смятенья полн,

На берега пустынных волн,

В широкошумные дубровы…

На самом деле поэт не бежит, а вступает в бой с тем, что считает несправедливым. Вся творческая жизнь Пушкина явилась ярким свидетельством верности его мыслей. Его вольнолюбивая поэзия протестовала против угнетения народа, призывала к борьбе за его свободу. Она поддерживала дух ссыльных друзей-декабристов, внушала им мужество и стойкость.

Пушкин очень емко и лаконично сказал о смысле и цели своей поэзии, видя свою основную заслугу в том, что, подобно поэту-пророку, пробуждал в людях доброту, милосердие, стремление к свободе и справедливости. Поэтому, соприкоснувшись с гуманистической пушкинской поэзией, мы ощущаем потребность стать лучше, чище, учимся видеть вокруг красоту и гармонию. Значит, поэзия действительно способна преобразовать мир.