Александр Сергеевич Пушкин


Биография
Биография писателя
Произведения
62 произведения
Сочинения
614 сочинений

«Стихотворение А. С. Пушкина «Бесы» (восприятие, истолкование, оценка).»

Сочинение

Лирика А. С. Пушкина, говоря словами Н. В. Гоголя, «явление чрезвычайное». Она органично сочетает в себе высокую человечность, глубину и ясность мысли, гармонию формы и содержания. Кроме того, поэзия Пушкина чрезвычайно богата и разнообразна. Она удивительно открыта всем впечатлениям жизни, «всемирно отзывчива». Гоголь писал об этом: «Что ж было предметом его поэзии? Все стало ее предметом… Немеет мысль перед бесчисленностью его предметов. Чем он не поразился и перед чем он не остановился?"

Именно поэтому до конца понять и осмыслить лирику Пушкина нелегко. Со стихами этого поэта мы встречаемся с самого раннего детства, они сопровождают нас на протяжении всей жизни. И каждый раз, перечитывая то или иное произведение А. С. Пушкина, мы находим в нем все новые и новые поэтические смыслы.

Одним из таких глубоких и насыщенных произведений поэта является стихотворение «Бесы». Композиционно его можно поделить на три части, каждая из которых начинается одинаково:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Эти строки создают жуткую картину бурана, сильнейшей вьюги. По мере развития стихотворения это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину. Уже в первой части ямщик, везущий лирического героя, упоминает о черте:

В поле бес нас сводит, видно,

Да кружит по сторонам.

Именно поэтому путники сбились с пути и оказались в самом сердце разгула стихии: «Все дороги занесло; / Хоть убей, следа не видно…"

А бес все не успокаивается, дразнит и пугает людей. Первым на него обратил внимание ямщик. Я думаю, это неслучайно: ямщику, как человеку из народа, более близок и понятен мистический мир, он глубоко верит в него. Поэтому за природным ненастьем ямщик видит разгул дьявольских сил:

Посмотри: вон, вон играет,

Дует, плюет на меня;

Вон — теперь в овраг толкает

Одичалого коня…

Лирический герой, который едет в чистом поле один-одинешенек, без спутников, признается, что ему очень страшно: «Страшно, страшно поневоле, / Средь неведомых равнин».

Вторую часть стихотворения можно назвать кульминационной. Ее вступление «Мчатся тучи, вьются тучи…» еще более усиливает напряжение, доводя его в конце части до наивысшей точки. Теперь уже и лирический герой замечает беса: «Вот уж он далече скачет; Лишь глаза во мгле горят». Испуганные лошади снова понесли. Герой становится свидетелем какого-то шабаша, разгула нечистой силы:

Бесконечны, безобразны,

В мутной месяца игре

Закружились бесы разны,

Будто листья в ноябре…

В третьей, итоговой части, лирический герой передает свои чувства от всего, что он увидел и пережил: «Визгом жалобным и воем / Надрывая сердце мне…» Здесь уже герой испытывает страх, ужас, панику.

Знаменательно выражение «надрывают душу…» Следовательно, герою горько и мучительно смотреть на разгул нечистой силы, он переживает по этому поводу.

Вся картина, изображенная в стихотворении, приобретает символический смысл. Мне кажется, что Пушкин здесь описывал окружающую его жизнь: личную и общественную. В ней он видел засилье бесов, нечистой силы, которой «несть числа». Она заполонила все, добралась до «беспредельной вышины». Один лирический герой не вступает в их дьявольскую игру. За это бесы путают его, пугают, хотят окрутить и погубить…

Но герой только сначала испытывает страх. В конце стихотворения он приподнимается над всей этой чертовщиной, как бы отстраняется от нее. Герой наблюдает за разгулом темных сил в жизни, в мире, и все происходящее «надрывает ему душу». Ведь лирический герой понимает, что всего этого быть не должно…

В свете такого прочтения данное стихотворение можно отнести к вершинам философской лирики Пушкина. Кроме того, это произведение — художественный шедевр поэта.

Пушкин мастерски создал картину бесовского разгула. С помощью различных тропов он передал жуткое неистовство всех стихий. В стихотворении много эпитетов (снег летучий, средь неведомых равнин, одичалого коня, во тьме пустой, средь белеющих равнин, бесконечны, безобразны бесы, кони чуткие, в беспредельной вышине, визгом жалобным); сравнений (невидимкою луна, верстою небывалой торчал, сверкнул искрой малой, закружились, будто листья в ноябре). Метафоры в стихотворении помогают создать картину свистопляски всей природы: вьются тучи, мутно небо, ночь мутна, вьюга слипает очи, колокольчик умолк, вьюга злится, вьюга плачет, визгом надрывая сердце.

Для усиления мистического впечатления автор использует повторы: еду, еду; страшно, страшно; вьюга злится, вьюга плачет, а также звукоподражание: колокольчик дин-дин-дин.

Стихотворение написано октавой (восьмистишием) с традиционной перекрестной рифмовкой.

Мне кажется, именно сочетание глубокого философского содержания, захватывающего сюжета и простой, лаконичной формы сделало стихотворение «Бесы» одним из самых известных и любимых среди читателей всего мира.