
Александр Сергеевич Пушкин
«Анализ стихотворения Пушкина «К морю»»
Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом. художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
 С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове), любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение с стихотворениях, поэмах, романс «Евгений Онегин».
 Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Но к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».
 Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.
 Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, 
 В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух бор-па («как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим. В «опустелом мире» свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире.
 Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о «судьбах людей» в мире:
 Судьба людей повсюду та же:
 Где благо, там уже на страже 
 Иль просвещенье, иль тиран.
 На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны.
 Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами.
 Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к «реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы.
 В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Туча» (1835), «Вновь я посетил…» (1835) и другие. В описание природы Пушкин то включает народно-песенные мотивы:
 Спой мне песню, как синица
 Тихо за морем жила;' 
 Спой мне песню, как девица
 За водой поутру шла…
 («Зимний вечер»)
 то устанавливает внутреннюю связь между природой и напевами народных песен:
 По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное 
 Тройка борзая бежит, В долгих песнях ямщика: 
 Колокольчик однозвучный То разгулье удалое, 
 Утомительно гремит. То сердечная тоска.
 («Зимняя дорога».)
 Лексика ', синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20-х и в 30-х годах иной характер — более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях «Деревня» (1819) и «Вновь я посетил…» (1835).
 В «Деревне» тон речи приподнятый, ораторский:
 Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
 Где парус рыбаря белеет иногда,
 За ними ряд холмов и нивы полосаты,
 Вдали рассыпанные хаты,
 На влажных берегах бродящие стада,
 Овины дымные и мельницы крылаты…
 Проще и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении «Вновь я посетил…» (1835):
 Вот холм лесистый, над которым часто
 Я сиживал недвижим — и глядел
 На озеро…
 Меж нив златых и пажитей зелёных
 Оно, синея, стелется широко,
 Через его неведомые воды
 Плывёт рыбак и тянет за собой 
 Убогий невод. По берегам отлогим 
 Рассеяны деревни — там за ними 
 Скривилась мельница, насилу крылья
 Ворочая при ветре…