Андрей Платонович Платонов


Биография
Биография писателя
Произведения
17 произведений
Сочинения
84 сочинения

«Особенности народного характера в прозе А. П. Платонова»

Сочинение

Литературное наследие А. Платонова огромно. Начинает свой путь он со сборника рассказов и повестей «Епифановы шлюзы», затем появляются повести «Ямская слобода», «Сокровенный человек», «Происхождение мастера» и другие.

Платонов живет и начинает работать в эпоху реакции, с 1921 года. На страницах своих произведений он рисует образы своего времени. Мы видим современников писателя, а это люди разных социальных групп. Любимые герои Платонова — машинисты, умельцы-механики, крестьяне-бедняки, странники, солдаты, изработавшиеся старики, дети, рано повзрослевшие от войны и забот.

Писатель наделяет их определениями самого высокого ранга: они мастера, «одухотворенные люди», «великие люди». Уже в самых ранних рассказах и повестях легко улавливается дорогая Платонову мысль: в мире людей не натолкнуться на копию, человек всегда неповторим и в своей «сокровенности» обязательно таит открытие.

И Платонов, открывая для себя каждого своего героя, открывал и для нас, читателей, многое.

Одно у всех героев Платонова общее — трудности и беды, т.к. все это рабочий люд. Конечно, иногда эти люди грубы, невежественны, но то, что отличает платоновский народный характер, — это скрытая духовность, чистота сердечная и доброта.

Иногда Платонов создает такой тип выходца народного, какой просто ошеломляет и шокирует. Таков образ Юшки из одноименного рассказа.

Долготерпимость Юшки, безмерная доброта — вот что отличает его от других. Можно сказать, что герою не давали прохода, всех, даже малых детей, раздражало его молчание, покорность, будто мертвенность. Его толкали, били, кидали в без того почти не видящие глаза камешки и пыль, а в ответ получали: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие!.. Вы, должно быть, любите меня!.. От чего я вам всем нужен? Обождите, не надо меня трогать…».

Он не может даже плохо подумать о людях, не говоря уже о том, чтобы им грубо ответить. И Юшка даже радовался вместе с детьми: «Он знал, отчего дети смеются над ним и мучают его. Он верил, что дети любят его, что он нужен им, только они не умеют любить человека и не знают, что делать для любви, и поэтому терзают его».

Казалось бы, это самый безропотный платоновский герой. Но нет, он однажды «осерчал в ответ» и возмутился, чем он так мешает всем. Как раздражало людей его молчание, так и ответ вызвал только раздражение. В итоге Юшку убивают.

Но вовсе не бессмысленна, как думали односельчане, была его жизнь. Оказывается, девочка-сирота выросла и получила образование в Москве благодаря этому человеку. Всю свою жизнь он посвятил ей и работал ради этого до последних дней.

Труд объединяет всех платоновских героев, будь то мужчина или женщина. Так, учительница села Хошутово Мария Никифоровна Нарышкина своим трудолюбием, силой воли добивается значительного улучшения жизни односельчан. Обыкновенная учительница отличается деятельностью, инициативностью и самопожертвованием. Она не сдается в трудных ситуациях, не пасует перед начальством.

Мария Никифоровна серьезно задумывается над возможностью самопознания. Поначалу она мечтает о работе в Хошутове, о личном счастье со своим избранником. Но, в конечном счете, осознает, что посвятит свою жизнь другим людям.

В прозе Платонова тридцатых годов перед нами опять предстает рядовой человек России. У него не было большого сердца и глубокого разума, способного познать сущность происходящих явлений: «Это душевный бедняк, измученный заботой за всеобщую действительность». «Душевный бедняк» наследует главную примету героя двадцатых годов — подлинное желание понять жизнь и только после этого принять ее. Он сохраняет любовь к мастерству, еще более желает сблизиться с другими рабочими людьми. Жизненная программа такого народного героя заключена в словах героя очерков «Че-че-о» — Федора Федоровича, «рабочего, ветерана железнодорожных мастерских и философа»: «…Первостепенно надо: делать вещи, покорить природу и - самое главное — искать дороги друг к другу».

Образу «одухотворенного человека» платоновских рассказов 30−40 годов уже не свойствен внутренний драматизм «сокровенного человека» двадцатых годов, но он наследует его духовность, способность насыщать мыслью и вдохновением свою работу.

Теперь нормой становятся такие человеческие качества, которые ранее у Платонова оценивались как исключительные. Мария Никифоровна («Песчаная учительница», 1927 г.) как бы предсказала появление Чагатаева («Джан», 1934 г.). Это опять люди труда, воспринимающие его как одухотворенный процесс, а не принудительный.

Так, Марк Альвин («Святая вода из колодца»), копая землю, не «покорял ее», а как бы вступал с ней в диалог на равных, помогая ей раскрыть свое перспективное существо. Труд не приносит ему усталости и потому, что он «и не был для него работой, а был близок отношению к людям, деятельным сочувствием их счастью, что и его самого делало счастливым…». Сама жизнь человека обретает смысл, лишь став частицей народной жизни.

Таким образом, духовные связи в мире Платонова оказываются прочнее родственных. Это еще одна особенность народного характера первой половины ХХ века, а не просто порождение фантазии Андрея Платонова. Он так понимает свой народ, и все эти особенности проявляются в произведениях Платонова вплоть до 1954 года.