Борис Леонидович Пастернак
«Сопоставление стихотворения «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака»
Ни одно время года не вызывало у русских поэтов такого очарования, как осень. Потому-то они и посвящали свои лирические произведения этой прекрасной поре.
Обычно осень в поэзии связана с настроениями грусти. У Пушкина же и Пастернака само увядание природы изображается как могучее проявление жизни. В этом плане очень показательны такие стихотворения, как «Осень» Пушкина и «Бабье лето» Пастернака. Оба произведения проникнуты чувством искренней и открытой любви к осеннему времени года. Видимо, ни Пастернак, ни Пушкин не любят времена года, кажущиеся им однотонными, однообразными. Зато каждая строка, создающая образ любимой осени, наполнена восхищением.
«Осень»
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает.
Журча, еще бежит за мельницу ручей.
«Октябрь уж наступил…» — это просто и ясно. Здесь точное указание на время года и на вполне определенную пору осени — октябрь.
Второй, третий и четвертый фрагменты повествуют об остальных временах года: весне, зиме и лете. Описание лета и весны, не так любимых Пушкиным, занимает всего по две строчки, но, в то же время, у читателя создается достаточно широкая и объемная картина природы. Это достигается благодаря употреблению небольшого количества существительных, уточняющих слов и оборотов (причастных, деепричастных, прилагательных). А если уточнения и используются, то они точно передают настроение и отношение поэта к описываемому.
Вот описание лета:
Ох, лето красное! Любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Получается, что всего четырьмя существительными словам («зной», «пыль», «комары», «мухи») Пушкин создает не только картину лета, но и передает свое отвращение к нему. Эпитет «красное» имеет здесь, по-моему, иронический смысл. К зиме же Пушкин относится лучше, чем к лету и весне, но явное предпочтение отдается все же осенней поре. Эта пора года — кульминация красоты. В этом, на мой взгляд, Пастернак с Пушкиным солидарны.
Несмотря на то, что объем стихотворения «Бабье лето», как у произвдения Пушкина, золотая осень у него описана великолепно:
Лист смородины груб и матерчат.
…
… сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опален.
Поэты создают замечательные картины, прибегая к цветовым краскам. Например, красный цвет ассоциируется у них с огненным: «огонь опять горит», «орешник, словно жаром костра опален», «все пред тобой сожжено». Удивительно и то, что оба певца природы обращаются к образам рощи и дороги. У Пушкина:
Октябрь уж наступил — уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад — дорога промерзает…
А вот у Пастернака:
Здесь дорога спускается в балку.
… как в воду опущена роща.
Пользуются они и такими приемами, как переплетение описания природного великолепия с бытовыми картинами и деталями:
Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стекла звенят.
В нем шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Каков же быт в пушкинском стихотворении? В «Осени» бытовые зарисовки более относятся к самому поэту, нежели к другим:
Чредой слетает сон, чредой находит голод.
Я снова жизни полн — таков мой организм.
(Извольте мне простить ненужный прозаизм).
Осень пробуждает в Пушкине поэта, поднимает его над миром на волнах вдохновения и дает ему радость плавания в любую сторону, в какую поэтическая душа пожелает:
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем…
Поэт остро чувствует, что все на земле подвержено исчезновению. Но именно потому, что ничего здесь нам не дано удержать, и возникает в душе иная любовь к этой жизни, любовь-умиление, бескорыстная любовь к красоте.
Таким образом, мы видим, что стихотворения Пушкина и Пастернака, отличающиеся в основном объемом и строфикой (октава у Пушкина и катрен у Пастернака), воспевают прекрасное время года, называемое осенью, и видят в нем огромный источник жизненной силы. Эти произведения необыкновенно точны в изображении подлинной красоты и прелести скромной осенней природы.