Борис Леонидович Пастернак


Биография
Биография писателя
Произведения
10 произведения
Сочинения
116 сочинений

«Поэтический мир Б. Л. Пастернака (рецензия)»

Сочинение



Я полагаю, что высказывание Андрея Вознесенского о Пастернаке надо понимать как присутствие в нашей жизни поэтического мира, погружаясь в который читатель как бы ощущает все мироздание.

У Пастернака особый поэтический строй, ритмика стиха, которые позволяют поэту одновременно в деталях отражать капельки дождя, шум елового бора и целую эпоху, с революциями и войнами. Известно, что личностью поэта интересовался И. Сталин. Конечно, интересовался с определенной целью. В этот ответственный для поэта момент за него заступился Илья Эренбург. Он не побоялся сказать вождю народов, что Пастернак — большой поэт.

Лично мне в поэзии Пастернака нравится какая-то детская искренность и открытость перед миром. Все детали жизни и окружающего мира поэт видит как бы в первый раз. Удивление и восторг ощущаются у него почти в каждом стихотворении. Все его поэтические ассоциации необычны и даже фантастичны. Но, с другой стороны, поэзия Пастернака дышит детской тягой к традициям. Известно, что дети любят все, что связано с традициями их семьи, с восторгом ожидают семейных праздников. В «Охранной грамоте» Пастернак писал: «Всем нам является традиция, всем обещала свое лицо, по-разному свое обещание сдержала. Все мы стали людьми в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».

Любовь к людям — это тоже, я считаю, идет от «детскости» поэта. Она постоянно нарастает в его творчестве. В качестве примера можно привести три строфы из стихотворения, которое дало название его сборнику стихов «На ранних поездах»:

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя.

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся, слесаря.

В них не было следов холопства,

Которые кладет нужда,

И новости и неудобства

Они несли как господа.

Такое отношение к миру можно бросить в лицо тем людям, которые не любят России и обвиняют русский народ в холопстве.

Мне нравится в поэзии Пастернака какая-то очень человечная стеснительность, сдержанность. Например, он пишет:

Мне по душе строптивый норов

Артиста в силе: он отвык

От фраз и прячется от взоров,

И собственных стыдится книг.

Пастернаку принадлежит и известная поэтическая строка: «Быть знаменитым некрасиво». Почему поэт стыдлив?

Почему «быть знаменитым некрасиво»? Я думаю, не только потому, что это чисто нравственные моменты, но суть еще и в стремлении поэта соединить свое личное с огромным миром людей и их традиций, совместить наивность ребенка с мудростью пожилого человека.

Хотя в творчестве Пастернака много стихов об искусстве, я полюбил его поэзию — даже в таких стихах — за отражение жизни. Например, в его знаменитом стихотворении, где лирический герой «вышел на подмостки», разговор вроде бы ведется об искусстве, и в то же время:

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Я один, все тонет в фарисействе,

Жизнь прожить — не поле перейти.

Концовка поражает глубоким пониманием жизни и судьбы человека. Недаром это стихотворение так любил читать со сцены Владимир Высоцкий, творчество которого — сама жизнь.

Понимание поэтом трагедии жизни порождает в душах читателей ощущение неблагополучия мира, лишает их равнодушного отношения к окружающей действительности. Поэтический мир Бориса Пастернака дорог нам еще и тем, что он помогает нам оставаться добрыми и честными людьми вопреки всем ухищрениям зла.

Стихи Б. Пастернака о природе — не обычные пейзажные зарисовки. На первый взгляд, он говорит о том же, что и все поэты, — о веснах и зимах, о рассветах и закатах. Но эти стихи — не о жизни природы, а о природе самой жизни — всепроникающей, все заполняющей собою. Жизнь как мощная всеобъемлющая стихия — вот подлинное содержание лирики Б. Пастернака. Именно ее поэт прозревает в смене времен года, в любой картине природы. Она — предмет постоянного удивления и восхищения, и потому так поражают поэта самые обыденные явления:

Это, как в прежние времена,

Сдвинула льдины и вздулась запруда.

Это поистине новое чудо,

Это, как прежде, снова весна.

В стихах Б. Пастернака постоянно звучит мысль о жизненности природы. Деревья, травы, облака, ручьи — все свидетельствует о жизни, о ее напряженном биении. И потому все они — носители истины и могут учить человека правде и добру («На свете нет тоски такой, которой снег бы не вылечивал»). И все самое ценное тогда может заключаться в одном кустике:

Когда случилось петь Дездемоне, —

А жить так мало оставалось, —

Не по любви, своей звезде, она, —

По иве, иве разрыдалась.

Когда случилось петь Офелии, —

А горечь грез осточертела, —

С какими канула трофеями?

С охапкой верб и чистотела.

Природа в поэзии Б. Пастернака — не объект описания, а главный герой и двигатель событий. Природа чувствует и мыслит, совершает поступки, обладает характером и психологией. Побывав в Венеции, Б. Пастернак писал: «Итак, и меня коснулось это счастье. И мне посчастливилось узнать, что можно день за днем ходить на свиданья с куском застроенного пространства, как с живой личностью». В его поэзии пейзаж воспринимается как неповторимая, самобытная личность:

И вот ты входишь в березняк.

Вы всматриваетесь друг в дружку.

Стертые, примелькавшиеся олицетворения у Б. Пастернака обретают новую жизнь. Например, мы часто говорим: «дождь идет». А у Б. Пастернака читаем: «Скорей со сна, чем с крыш, скорей забывчивый, чем робкий, топтался дождик у дверей».

У Б. Пастернака природа действительно живет своей жизнью, у нее есть свои симпатии и развлечения: тучи играют в горелки, гром занимается фотографией, ручьи поют романс. У природы есть свое собственное лицо:

И блестят, блестят, как губы,

Не утертые рукою,

Лозы ив, и листья дуба,

И следы у водопоя.

Ощущая природу как уникальную личность, Б. Пастернак не мог не видеть органической связи природы и истории. Отзвуки войны и революции — в целом ряде его пейзажей:

Или пыльным рынком тучи,

Как рекруты, за хутор, поутру,

Брели не час, не век,

Как пленные австрийцы...

Теперь граница между человеком и природой стирается в ощущении бурного и стихийного движения, вихря, напора

Ветер в степи, фыркай, храпи,

Наотмашь брызжи и фыркай!

Что тебе сплин, рокот крапив,

Лепет холстины по стирке.

Природу и историю поэт воспринимает не как сторонний наблюдатель, а как непосредственный участник одного бесконечно длящегося события — события жизни.

Б. Пастернак часто говорил об «одинокой современной душе». Однако сам факт существования стихов Б. Пастернака говорит о том, что эта беда человеческого существования не такая уж непоправимая. Он утверждал единство бытия и своей поэзией открывал человеку глаза на чудо творения.