Николай Алексеевич Некрасов
«Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (восприятие, истолкование, оценка)»
Поэтический мир Некрасова удивительно богат и разнообразен. Талант, которым щедро наградила его природа, и необычайное трудолюбие помогли поэту создать такую многоголосую и напевную лирику.
Конец 1850—1860 годов — время идейной и художественной зрелости Некрасова, когда он сблизился с революционной демократией. В 1856 году вышла книга его стихотворений, имевшая огромный успех. Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», которое стало поэтическим манифестом нового демократического, революционного направления в литературе. В «Поэте и гражданине» провозглашалась общественная, идейная направленность поэзии, утверждалось ее активное участие в общественной жизни. Таким образом, оно посвящено вечной теме назначении поэта и поэзии.
Некрасов развил в своем стихотворении понимание политической направленности поэзии, которое разделяли декабристы. В известных словах Гражданина — «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан» — повторялось декабристское понимание роли поэта, сжато и энергично выраженное стихом Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».
Стихотворение написано в форме диалога — спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать. Перифраз «избранник неба» приобретает в данном контексте символическое значение:
А ты, поэт, избранник неба,
Глашатай истин вековых,
Не верь, что неимущий хлеба
Не стоит вещих струн твоих.
Таким образом, автор призывает творцов освещать жизнь всех людей, а не только властьимущих. Назначение поэзии — в обнажении пороков общества, их исправление:
Будь гражданин! Служа искусству,
Для блага ближнего живи,
Свой гений подчиняя чувству
Всеобнимающей Любви…
Стихотворный размер, которым написан «Поэт и гражданин» — ямб, что приводит к жесткой интонации прочтения. Этого и добивался автор. Тема, заявленная в заглавии, требует серьёзного подхода.
Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:
Иди в огонь за честь отчизны.
За убежденье, за любовь…
Иди и гибни безупречно.
Умрешь не даром: дело прочно.
Когда под ним струится кровь…
Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли горячий отклик в сердцах передовой молодежи России.
Стихотворение — драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Произведение пропитано гражданским чувством. В нем Некрасов ставит знак равенства между двумя словами-понятиями (поэт, гражданин), призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа:
С твоим талантом стыдно спать.
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласки милой воспевать…
Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:
Поэтом можешь ты не быть
Но гражданином быть обязан.
А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.
Это человек, который ответственен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее «язвы», как свои собственные.
Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений. Чувства лирического героя в стихотворении изменяются от иронии по отношению к гражданину, от чувства превосходства над ним к обиде на самого себя. Затем — к ощущению необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее, в последнем монологе, к угрюмому озлоблению. Движение чувства у гражданина происходит от требования «громить пороки смело», «обличать зло» к пониманию необходимой и активной борьбы. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.