Николай Алексеевич Некрасов


Биография
Биография писателя
Произведения
23 произведения
Сочинения
199 сочинений

«Стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Конец 1850—1860 годов — время идейной и художественной зрелости Некрасова, отмеченное его сближением с революционной демократией и разрывом с либералами. В обстановке назревавшей революционной ситуации вышла в 1856 году книга стихотворений Некрасова, имевшая огромный успех. Сборник открывался программным произведением — «Поэт и гражданин». Это стихотворение явилось поэтическим манифестом нового демократического, революционного направления в литературе. В «Поэте и гражданине» провозглашалась общественная, идейная направленность поэзии, утверждалось ее активное участие в жизни и определялась роль поэта-гражданина как общественного трибуна. Таким образом, оно относится к вечной теме о назначении поэта и поэзии.

Некрасов развил в своем стихотворении то понимание политической направленности поэзии, которое было присуще декабристам. В известных словах Гражданина — «Поэтом можешь ты не быть, / но гражданином быть обязан» -- повторялось декабристское понимание роли поэта, сжато и энергично выраженное стихом Рылеева: «Я не поэт, а гражданин».

Стихотворный размер, которым написан «Поэт и гражданин» -- ямб, что приводит к жесткой интонации прочтения. Этого и добивался автор. Тема, заявленная в заглавии, требует серьёзного подхода.

В «Поэте и гражданине» нет противопоставления поэтического творчества жизни. Некрасов говорит о том, что подлинная поэзия всегда связана с жизнью. Это стихотворение — драматические раздумья поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством». Произведение пропитано гражданским чувством. В нем Некрасов ставит знак равенства между двумя словами-понятиями (поэт, гражданин), призывая поэта очнуться от неги и бездействия, включиться в борьбу за благо народа:

С твоим талантом стыдно спать.

Еще стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря

И ласки милой воспевать…

Стихотворение написано в форме диалога — спора гражданина с поэтом, который призывает талантливого поэта возвысить свой голос в защиту обездоленных, убогих, сирых. Он выполнит свой долг, если облегчит участь хотя бы одному, но поэт способен помочь тысячам, он не должен молчать. Перифраз «избранник неба» приобретает в данном контексте символическое значение:

А ты, поэт, избранник неба,

Глашатай истин вековых,

Не верь, что неимущий хлеба

Не стоит вещих струн твоих.

Таким образом, автор призывает творцов освещать жизнь всех людей, а не только властьимущих. Назначение поэзии — в обнажении пороков общества с целью исправить их.

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,

Свой гений подчиняя чувству

Всеобнимающей Любви…

Устами гражданина Некрасов призывает поэта отдать Родине не только талант, но и жизнь, быть готовым к самопожертвованию ради правого дела:

Иди в огонь за честь отчизны.

За убежденье, за любовь…

Иди и гибни безупречно.

Умрешь не даром: дело прочно.

Когда под ним струится кровь…

Эти слова, выразившие моральные принципы революционных демократов, нашли горячий отклик в сердцах передовой молодежи России.

Поэт сомневается в могуществе сил своих, в возможности проявить эти силы на благо Родины. Но гражданин вдохновляет его на подвиг во имя общественного блага:

Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан.

А что такое гражданин?

Отечества достойный сын.

Это человек, который ответственен за все происходящее на Родине, переживает неудачи и радуется достижениям страны. Он носит ее «язвы», как свои собственные.

Гражданин убеждает поэта в том, что его роль в жизни общества значительна и требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений. Чувства лирического героя в стихотворении изменяются от иронии по отношению к гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, к обиде на самого себя. Затем — к ощущению необратимой потери человеческих и творческих ценностей, и далее, в последнем монологе, — к угрюмому озлоблению. Движение чувства у гражданина происходит от требования «громить» пороки смело", «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни.