Владимир Владимирович Маяковский


Биография
Биография писателя
Произведения
24 произведения
Сочинения
227 сочинений

«Тема будущего в лирике В. В. Маяковского

Сочинение

Почти во всех крупных произведениях Маяковский, начиная с дооктябрьской антивоенной поэмы «Война и мир», обращается мыслью к будущему, основанному на социалистических отношениях. Стремление увидеть облик грядущей коммуны и черты человека коммунистического общества находит свое воплощение в поэмах «Про это», «Летающий пролетарий», «Владимир Ильич Ленин», «Хорошо!». С неукротимой силой и страстью Маяковский рвался в коммунистическое будущее, стремился предвидеть его строками не только своих поэм, но и стихов.

Каково же это будущее в изображении поэта? Это «разносчики новой веры»:

Красоте, создающей железный тон.

Чтоб природами хилыми не сквернили скверы,

В небеса шарахаем железобетон.

В неоконченной поэме «Пятый интернационал» поэт стремится увидеть зримые черты будущего:

Где раньше

река

водищу гоняла, -

теперь

геометрия строгих каналов

мрамору в русла спокойно легла.

Наряду с представлениями материального, ощутимого будущего, Маяковский рассуждает также и о том, как его достичь. В этом плане показательно стихотворение «Выволакивайте будущее». Уже в самом начале стихотворения поэт утверждает, что «будущее не придет само, если не примем мер». Он глубоко верил, что следование коммунистическим идеалам приведет человека к счастью. Именно эти стремления человека поддерживает поэт. Среди тех «мер», которые он побуждает принять, чтобы пробраться к «коммуне» — символу счастливого будущего, Маяковский называет так же

Рассчитай,

обдумай,

нацелься —

и иди

хоть по мелочам.

Поэт раскрывает суть того идеала, к которому нужно стремиться: «Коммунизм не только у земли, у фабрик в поту. Он и даже за станком, в отношениях, в семье, в быту».

Поэт рассказывает читателю и о том, кто же способен «дорасти до грядущей жизни мощной». Это отнюдь не те, кого «проедает быта моль», «кто не выдержал натиск домашний», то есть даже не способен нормально жить в своей семье, каждая из которой является главной ячейкой общества. Мысль о том, что счастливое, гармонично развитое общество начинается с благоприятной обстановке в семье, звучит и в стихотворении «Вместо оды»:

Я хочу,

чтоб кончилась

такая помесь драк,

пьянства,

лжи,

романтики

и мата.

Помимо простого описания того, каким поэт представляет себе будущее и кто его может построить, творчество Маяковского содержит множество призывов к его строительству. Особенно ярко это проявляется в стихотворениях революционной направленности. В «Левом марше» поэт патетично восклицает:

В старое ль станем пялиться?

Крепи

у мира на горле

пролетариата пальцы!

В стихотворении «Посмотрим сами, покажем им» поэт утверждает: «Мы — будем непобедимы!», потому что искренне верит, что «мы землю завоевали и правим». Лирический герой Маяковского лелеет мечту, что «союз расцветет у полей в оправе, с годами разделаем в рай его». И такие мечты совсем не кажутся поэту утопичными, потому что он верит в всепобеждающий коммунизм, способный создать рай на земле. Этой верой и объясняется стремление Маяковского во вчерашнем и сегодняшнем дне советского народа всегда видеть завтрашний день «без нищих и войн», видеть «коммуну во весь горизонт», то есть картины светлого будущего, которое «встает из дня голубого железом и камнем формясь».

Позиция Маяковского в раскрытии темы будущего очень схожа с мыслью Чернышевского, приведенной им в романе «Что делать?»: «Будущее светло и прекрасно, любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите его в настоящее, сколько можете перенести…». Как раз это и делает Маяковский в своем творчестве, призывая и других творческих людей встать с ним в один ряд:

Товарищи,

дайте новое искусство —

такое,

чтобы выволочь республику из грязи.

Таким образом, подводя итоги рассматриваемой темы, нельзя не заметить, что волевой человек, посвятивший всю свою жизнь и творчество служению Родине, излагал свои представления об утопическом будущем. Но у каждого общества свой идеал будущего, потому мы вправе лишь принять или не принять позицию Маяковского.