Александр Александрович Блок


Биография
Биография писателя
Произведения
29 произведений
Сочинения
249 сочинений

«Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока»

Сочинение

Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока менялся на протяжении всей творческой жизни поэта. В ранних стихах Блока, объединенных в цикл «Стихов о Прекрасной Даме», лирический герой автобиографичен. Он совпадает с образом самого автора, который предстает перед нами полным любви и нежности; он ждет появления Прекрасной Дамы, которая символизирует идеал красоты и женственности. Этот идеал является олицетворением всей мирской любви, природной гармонии:

Я стремлюсь к роскошной воле,

К той прекрасной стороне,

Где в широком чистом поле

Хорошо, как в чудном сне.

Герой отдален от действительности, о чем свидетельствуют различные потусторонние образы-символы, мистические обряды, интонация таинственности и невысказанности.

Но с течением времени образ лирического героя меняется. Ожидание и поиск преобразовываются в отчаяние и обреченность, вселенская любовь — в страх и ожидание катастрофы:

Я — Гамлет. Холодеет кровь,

Когда плетет коварство сети,

Но в сердце- первая любовь

Жива — к единственной на свете.

В творчестве поэта стало больше мистики, что говорит о все более глубоком проникновении действительности в иллюзорный мир Блока. Меняется не только лирический герой, но и сам символ Вечной женственности — образ Прекрасной Дамы. Теперь это уже не та небесная дева, возвышенная и чистая, хотя ее образ все так же возвышен и романтичен. Теперь она — Прекрасная Незнакомка, более реальная и земная:

И медленно, пройдя меж пьяными,

Всегда без спутников, одна,

Дыша духами и туманами

Она садится у окна.

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука…

Несмотря на то что герой спускается «со своей вершины» в мир людей, где у «соседних столиков лакеи сонные торчат» и «пьяницы с глазами кроликов „in vino veritas“ кричат», герой все-таки ждет Незнакомку, которая придет и примирит «землю» и «небо», поможет создать гармонию и мир в душе отчаявшегося поэта. Но все ожидания оказываются тщетными. На смену ожиданию и надежде приходит разочарование и отчаяние. Мечты героя рушатся, им на смену приходит гадкая, отвратительная реальность, ощущение полного распада, катастрофы.

Но поэт все-таки оказывается сильнее обстоятельств, он находит в себе силы надеяться. Эта надежда связана с появлением в творчестве Блока образа Родины, России. Недаром Блок писал, что все его творчество — о России. В стихотворениях из цикла «На поле Куликовом» чувствуется гордость и восхищение:

Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о Русь!

Лирический герой призывает к переменам, так как не желает оставлять такое

положение вещей. И мы чувствуем огорчение Блока тем, что эти перемены не происходят:

Нет, опять погаснут зданья,

Нет, опять он обманул

Отдаленного восстанья

Надвигающийся гул.

Революционные перемены, произошедшие в 1917 году, Блок принял всем сердцем. В поэзии этого периода («Скифы», «Двенадцать») лирический герой уже не может быть отождествлен с самим Блоком. Он больше похож на матроса-анархиста или на безжалостного кочевника, который идет войной на старый мир:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно — старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем братья!

А если нет, — нам нечего терять,

И нам доступно вероломство!

Века, века — вас будет проклинать

Больное позднее потомство…

Мысли лирического героя полны революционной романтики; он воодушевлен анархией, но стремится к светлому и доброму:

В последний раз — опомнись, старый мир!

На братский пир труда и мира,

В последний раз на светлый братский пир

Сзывает варварская лира!

Но высокие порывы лирического героя наталкиваются на непреодолимые преграды: убийства, пьянство, грабеж, разбой, личную месть, разнузданность и вседозволенность. Все это показано в поэме «Двенадцать». «Апостолы» новой веры отнюдь не чисты, их руки обагрены кровью, «на спину надо б бубновый туз». Но поэт все же верит, что им удастся построить новый мир. Поэтому

Легкой поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз

Впереди — Исус Христос.

Итак, мы проследили путь лирического героя от влюбленного романтика, отчаявшегося, потерявшего веру человека, до ожесточенного борца за новую Россию. На протяжении всего этого пути лирический герой боролся с действительностью, но реальность оказалась сильней и в конце концов сломила его. Поэт перестал слышать музыку стихов и замолчал навсегда.