Владимир Владимирович Маяковский


Биография
Биография писателя
Произведения
24 произведения
Сочинения
227 сочинений

«Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Стихотворение В. В. Маяковского «Послушайте!» навсегда останется одним из самых неразгаданных в творчестве поэта. Когда Маяковский писал это стихотворение, он был уже не начинающим революционером, почитывающим Гегеля, интересующимся естествознанием и боготворящим марксизм. Маяковский был человеком, осознающим себя поэтом, настоящим революционным поэтом. За его спиной работа в партии (большевиков), тюрьма, Художественное училище. Как раз в училище зерно академической мысли проросло у Маяковского в новую форму — футуризм — «искусство будущего», как его называли.

В 1914 г. юный поэт уже чувствовал мастерство и уверенность в своих силах. Как он сам писал: «Могу овладеть темой. Вплотную». А тема одна — злободневная, революционная. Причем Маяковский, как истинный поэт идеи, видел революцию не только на улице, но и в головах людей. Развернуть искусство, литературу, живопись, музыку, саму жизнь на сто восемьдесят градусов, прежнее — на свалку истории. Одному это не под силу, нужны они — миллионы, которые устали.

«Послушайте!» написано в форме обращения. «Послушайте!»…Не правда ли, так и слышится голос Маяковского обращенного к тысячам, миллионам людей, которые столпились вокруг? «Послушайте!» — взывает он, такой большой и сильный. Люди перестают кричать и горланить просто потому, что этот гигант, стоящий на сцене, обращается к ним. К ним — миллионам и тысячам, потерявшим веру, маленьким и слабым.

В произведении создается картина космического масштаба. Лирический герой в ней настолько огромен, что звезды кажутся ему плевочками, а зайти к Господу Богу для него так же легко, как прийти к другу. Вообще, тема веры и неверия здесь чрезвычайно важна. Ее звучание необыкновенно тонко:

Ведь, если звезды зажигают —

Значит — это кому-нибудь нужно?

Значит — кто-то хочет, что бы они были?

Значит — кто-то называет эти плевочки

жемчужиной?

Глядя на звездное небо, всегда мечтаешь увидеть что-то необычное. Не правда ли, было бы прекрасно, если бы на небе загорелась звезда только для тебя одного?! Ее сияние и блеск озаряет ночь бархатным светом, обволакивает теплотой твое сознание. И вдруг ты понимаешь: ты не одинок! И эта звезда для тебя! И уже не важно, что другие люди ничего не понимают, и им все равно, есть ли у тебя на небе звезда или ее нет. «Да и вообще, — говорят они, — разве можно называть их звездами? Ведь это всего лишь плевочки!"

Перечитываю и думаю, ведь и я одна из тех, кто называет звезды плевочками. И хочется верить в то, что это звезды, а не можешь, не умеешь. Но все-таки есть надежда, что рано или поздно лучик веры зажжется. И единственный, кто может рождать надежду, — Бог. Он — свой, наш, такой же жилистый и тертый, а значит, понимающий. Бог рождает надежду, когда ее уже нет. Главное поверить, а поверив, — вымолить любым способом, целовать руки, плакать. Ах, все равно не верится, что возможно! И говоришь себе:

«Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Это стихотворение написано характерным для Маяковского трехударным акцентным стихом. Художественные средства поэта, как всегда, очень ярки. Метафора «звезды зажигают» в начале произведения сразу относит нас к вопросу о Творце, то есть к тому, кто эти звезды зажигает. Он не замедляет появиться. Но тут появляется и герой, стремящийся к Богу. Путь наверх тяжел, поэтому, «надрываясь», спешит он на встречу с Господом. «Боится, что опоздал» — это фраза чрезвычайно важна. Ведь она говорит о мере греховности человека. То есть человек грешен настолько, что боится не получить от Господа прощения.

«Звезда» — это, пожалуй, один из самых сложных символов стихотворения. Что подразумевает герой, когда просит Бога «чтобы обязательно была звезда!»? Разгадку можно найти ниже, когда раздается вопрос: «Не страшно?» Что может прогнать страх и тьму? Свет, любовь и вера. Быть может, именно о последней и просит герой.

Маяковский, что совершенно несвойственно для него, призывает нас к терпимости. Если звезды зажигают, все нетерпящие этого должны смириться, потому что — «кому-то нужно!"

По звучанию стихотворение «Послушайте!» резко отличается от многих предыдущих и последующих стихотворений Маяковского. Во-первых, потому, что поэт пользуется в нем лексикой общепринятого литературного языка. Мы не встретим здесь кричащих неологизмов, вульгаризмов, бранных слов. Даже такое прозаическое слово, как «плевок», с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса поэт превращает в «плевочки», которые не нарушают лиризма, доведенного здесь до высокой степени.

Стихотворение необычно и по композиции. Оно вобрало в себя ораторское обращение поэта к читателю, которое начинает и заканчивает стихотворение. Этим Маяковский подчеркивает важность выдвинутой проблемы. В нем завуалировано присутствует множество людей, скрытых под местоимением «кто-то». Они заводят диалог:

Говорит кому-то:

«Ведь теперь тебе ничего?!"

Это подтверждает стремление Маяковского подчинить поэзию не своему личному «Я», а обществу.

Я очень люблю это стихотворение, потому что оно выделяется среди всей «громады» творчества поэта особой «негромовой» нежностью. Близка мне также и его идея. Я согласна с Маяковским, что человек не может перенести «беззвездную муку». Ему обязательно необходима та звезда, та мечта, тот идеал, который будет способствовать становлению его личности. Человеку необходим рост, так как в нем содержится поистине великий потенциал, лишь о маленькой толике которого подозревает человечество. И этот потенциал нужно развивать, стремясь к звезде, которая загорается «каждый вечер над крышами» домов каждого из нас.