
Осип Эмильевич Мандельштам
«Творчество О. Э. Мандельштама »
        
        Личная и творческая судьба поэта Осипа Мандельштама сложилась весьма трагично, что типично для времени, в котором он жил и творил. Человек, поставивший свободу творчества, чувство собственного достоинства выше обстоятельств, обречен. Арестами и гибелью закончились его личные страдания. А поэзия Мандельштама еще почти полвека была арестованной и распространялась только в списках.
 В ранних поэтических произведениях Мандельштам любуется красотой природы. В них ощущается полная гармония поэта со всем миром. Позже происходит значительная переоценка красоты и романтического восприятия жизни. И на смену маленьким царствам и чудесам приходит «омут злого и вязкого».
 Столкнувшись с суровой действительностью, жестокой политикой тоталитарного государства, несправедливой и глухой к нуждам простых людей, Мандельштам считает своим долгом писать об этом. Он отражает ход событий и их ужасные последствия в своих стихотворениях:
 Отравлен хлеб и воздух выпит,
 Как трудно раны врачевать!
 Иосиф, проданный в Египет,
 Не мог сильнее тосковать!
 Вольнолюбивый дух поэта, боль за страну и народные беды одерживают верх над страхом. Он с уверенностью в голосе пишет обо всем и обо всех, кто вершил в ту пору историю, кто взял в свои руки власть и распоряжался жизнью страны и судьбой каждой отдельной личности. Поэт пишет гневные антисталинские строки:
 Мы живем, под собою не чуя страны,
 Наши речи за десять шагов не слышны,
 А где хватит на полразговорца, —
 Там помянут кремлевского горца.
 Мандельштам очень метко и четко характеризует окружение Сталина:
 А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
 Он играет услугами полулюдей.
 Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет…
 13 мая 1934 года поэт был арестован по обвинению в авторстве стихов, направленных против Сталина, написанных в 1933 году. Причем авторство поэт не отрицал. О. Мандельштама ждали жестокие пытки и физическое истощение. А потом — воронежская тюрьма, за время пребывания в которой поэт заканчивает работу над своей «воронежской тетрадкой», ставшей «лебединой песней» творчества Мандельштама.
 Поэт не терпел лжи и за правду должен был избрать тяжелую жизненную дорогу:
 Пусти меня, отдай меня, Воронеж:
 Уронишь ты меня иль проворонишь,
 Ты выронишь меня или вернешь,
 Воронеж — блажь, Воронеж — ворон, нож.
 Сердце Мандельштама давно чувствовало беду. За несколько лет до своей гибели им было написано пророческое стихотворение. В нем, словно в зеркале, отразилась надвигающаяся беда:
 Колют ресницы, в груди прикипела слеза.
 Чую без страху, что будет и будет гроза.
 Кто-то чудной меня что-то торопит забыть.
 Душно, — и все-таки до смерти хочется жить.
 Поэт предчувствовал свою судьбу. Но его, как истинного борца, не пугали угрозы, не пугала смерть.
 В самых горьких стихах у Мандельштама не ослабевает восхищение перед жизнью. В самых трагических произведениях, таких, как «Сохрани мою речь навсегда за привкус несчастья и дыма…», звучит этот восторг. Он воплотился в поразительных по новизне и силе словосочетаниях:
 Лишь бы только любили меня эти мерзлые плахи —
 Как нацелясь на смерть городки зашибают в саду…
 Чем труднее обстоятельства, тем ощутимей языковая крепость, тем пронзительней и удивительней подробности. Даже для изображения смерти Мандельштам привлекает самые живые и ощутимые подробности:
 …Лиясь для ласковой, только что снятой маски,
 Для пальцев гипсовых, не держащих пера,
 Для укрупненных губ, для укрепленной ласки,
 Крупнозернистого покоя и добра.
 Стихи Мандельштама пережили своего создателя и дошли до нас. Они — живые свидетели той страшной эпохи, в которой безнаказанно творились злодеяния, погибали миллионы ни в чем не повинных людей. В своих замечательных стихотворениях Осип Мандельштам донес до нас звуки истории:
 Мне на плечи кидается век-волкодав,
 Но не волк я по крови своей,
 Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
 Жаркой шубы сибирских степей.