Лирика

Михаил Юрьевич Лермонтов


Сочинения
8 сочинений

«Человек и природа в лирике М. Ю. Лермонтова»

Сочинение

Михаилу Юрьевичу Лермонтову в истории русской литературы принадлежит особое и значительное место. Будучи продолжателем традиций А. С. Пушкина, поэт не стал его подражателем. Он нашел свои темы, мысли и настроения, которые в полной мере отразились в его прекрасной лирике.

Особое место в творчестве поэта занимает описание родной природы и дорогих сердцу пейзажей. Эта «природная тема» получает у поэта «свое» звучание — она преобразуется в тему «человек и природа». Художник видит здесь два равноправных субъекта, которые тесным образом связаны, сильно влияют друг на друга.

За свою жизнь Лермонтов побывал во многих местах: он видел суровую, но неповторимую и душевную красоту средней полосы, «утесы-великаны» величественных гор Кавказа. Но в каждом стихотворении, где есть описание природы, слова, описывающие пейзаж, передают духовное состояние поэта.

Например, в стихотворении «Парус», одном из лучших юношеских стихотворений Лермонтова, через образ «паруса одинокого» отражены мятежные настроения поэта, которые были характерны для передовой русской дворянской интеллигенции 30-х годов 19 века. Очень точно подобранные фразы, описывающие движение паруса, раскрывают душевный настрой поэта:

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрыпит…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Это стихотворение было написано в 1832 году, когда Лермонтов был исключен из университета за «вольномыслие», то есть за поддержку идей декабристов. В это же время он переезжает в из Москвы в Петербург. Именно эти события и переданы поэтом в стихе «Парус», который, подобно его автору, «счастия не ищет/ и не от счастия бежит».

Иная, более спокойная и умиротворяющая природа изображена поэтом в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…». Лирический герой здесь любуется родной природой, не приукрашивая ее, а принимая такой, какая она есть. В стихотворении изображены пейзажи позднего лета или ранней осени («желтеющая нива», «малиновая слива») и весны («ландыш серебристый»).

Природные явления, всплывающие в сознании героя, объединены не календарным временем, а значительностью их эмоционального воздействия на поэта. Через яркие эпитеты художник передает свое восхищение красотами типичных русских пейзажей: «прячется в саду малиновая слива», «ландыш серебристый / приветливо кивает головой», «студеный ключ… лепечет мне таинственную сагу».

Недаром В. Г. Белинский включил это стихотворение Лермонтова в число тех, в которых «гармонически и благоуханно высказывается душа поэта».

Еще один яркое изображение природы — в стихотворении «Тучи», написанном поэтом в 1840 году, перед отъездом в ссылку на Кавказ. Об обстоятельствах создания стихотворения сохранился рассказ В. О. Соллогуба: «Друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных и … поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые появились над Летним садом и Невою, написал стихотворение: «Тучки небесные, вечные странники!..».

Воспоминания Соллогуба ярко передают настроение этого стихотворения. Через образ «тучек» поэт передает состояние своей души перед ссылкой:

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

В очередной раз Лермонтов как бы сливается с природой, становится даже не её частью, а ею самой.

В 1841 году, незадолго до смерти, находясь в отпуске после участия в войне с горцами, поэт создал стихотворение «На севере диком стоит одиноко…». Оно выражает глубокое одиночество поэта. Это творение представляет собой вольные перевод тридцать третьего стихотворения из «Книги песен» немецкого поэта Генриха Гейне. Лермонтов изменил тему и одновременно придал ему более обобщенный и более трагический смысл. Тема любовной тоски превратилась с легкой руки поэта в мотив безысходного одиночества: «одинокой сосне» снится, как на «утесе горючем / прекрасная пальма растет».

К этому же году относится и стихотворение «Утес». И снова творение поэта буквально «пропитано» нотами одиночества и сожаления. Тоскливое несчастье своего героя Лермонтов выражает в образе «старого утеса».

Вновь грустит поэт и в стихотворении «Выхожу один я на дорогу». Картины природы в этом стихотворении помогают читателю лучше понять душевное состояние поэта. Земля, дорога, туман, «кремнистый путь» выражают его реальную жизнь, его одиночество и неопределенность, но поэт обращает свой взор на небеса, где «торжественно и чудно!». Эти строки выражают его надежду на светлое будущее, «свободу и покой».

Пейзажи в поэзии Лермонтова выполняют двойную роль. Во-первых, через них поэт выражает свою любовь к Родине и к родной природе. Во-вторых, во многих стихах с помощью природы он передает свои чувства и состояние души. Мы видим героя Лермонтова и «утесом-великаном», и сосной, и «одиноким парусом», и вечно свободной тучкой. Но одно объединяет все эти образы — мотив вечного одиночества.

Таким образом, трагедия жизни поэта находит отражение и в его стихах. Мы до сих пор восхищаемся этими строками и, любуясь картинами русской природы, невольно вспоминаем слова Лермонтова:

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Темный дуб склонялся и шумел.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ стихотворения Лермонтова М. Ю. «Два великана» Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Как часто пестрою толпою окружен…» Идейная взаимосвязь стихотворений М. Лермонтова «Бородино» и «Дума» М. Ю. Лермонтов о поэте и поэзии Пейзажная лирика Лермонтова Сравнительный анализ стихотворений М. Ю. Лермонтова «Молитва странника» (1837) и «Молитва» (1839) Судьба поколения 1830-х годов в лирике М. Ю. Лермонтова