Владимир Галактионович Короленко


Биография
Биография писателя
Произведения
10 произведения
Сочинения
17 сочинений

«Художественное своеобразие рассказов В. Г. Короленко»

Сочинение

Судьба, личность, дарование В. Г. Короленко необыкновенны. А. М. Горький называл Короленко «человеком с большим и сильным сердцем». Истоки его творчества — в детских годах: в величии природы, в рассказах старой няньки, в народных украинских и русских напевах. Писатель был воспитан на произведениях русских писателей-реалистов, они зажгли в его сердце любовь к русскому народу. Короленко писал, что нашел свою родину, «и этой родиной стала русская литература».

Писатель был близок к революционным кругам, закрепив за собой славу «политически неблагонадежного», что повлекло за собой множество арестов и ссылок в самые глухие районы. Это, бесспорно, отразилось на его творчестве. В рассказах Короленко изображены «пустынные места», но главное — это народ. «Дорог человек, дорога его свобода, его возможное на земле счастье» — вот за что ратовал писатель, вот в чем смысл его творчества. В. Короленко был из тех незаурядных личностей, которые «не могли молчать», если видели зло, независимо от того, в какой форме оно выражалось.

В 1880 году в Вышневолоцкой тюрьме пишется рассказ «Чудная» (самим автором озаглавлен как очерк). В ужасных условиях, тайком создается это произведение. По сути, этот рассказ носит в себе черты документального. В лице героини Морозовой воплощены черты характера Э. Л. Улановской — девушки-революционерки, встреченной Короленко в ссылке.

В основе повествования лежит творческое проникновение в существо описываемого, умение использовать случайные обстоятельства и детали — типичная для автора манера. Образ Морозовой заставляет вспомнить «Русских женщин» Некрасова.

Но все же Короленко не возводит «чудную» к совершенному идеалу: он порицает её пренебрежение к простому солдату. В её лице писатель осуждает всю народническую молодежь за отчужденность от народа.

Короленко — мастер портрета. Он ощущает едва уловимые чувства героини, это выражается через описание ее внешности: «.бледная совсем, белая во всю дорогу была», «.глаза загорелись. Румянец еще гуще выступил. Губы тонкие, сердитые». «…лицо побледнело, ни кровинки, глаза потемнели, а сама злая-презлая».

В 1893 году Короленко совершил поездку в Америку, результатом чего стало написание повести «Без языка». Автор ставил своей целью не просто изображение страны, он хотел показать её такой, какой её видят простые люди. В этом вновь проявляется близость Короленко к народу, стремление не оторваться от него.

Мерой оценки является взгляд простолюдина Матвея Лозинского. Он появляется в чужой стран в самом народном обличии: в бараньей шапке, огромных сапогах. Он наивен, смешон, неловок, даже нелеп в этом новом мире. А, главное, он никому там не нужен. В этом проявляется особенность Короленко, сталкивающего в своих рассказах противоположности.

В «Без языка» между двумя антагонистическими человеческими цивилизациями — пропасть непонимания. Матвей не знает языка враждебного мира, а мир не понимает языка Лозинского. Герой нем, он не понят и одинок. Матвей ошеломлен своей ненужностью, бесполезностью. В этом недоумении — чувства самого автора, который считает человека главной ценностью в этом мире. Оказавшись изгоем, Матвей мечтает о родном уголке, о клочке земли. Он с тоской вспоминает уклад той страны, в которой он жил. На жестоком Западе происходит раскрепощение Матвея. Он примыкает к безработным американцам, митингует вместе с ними.

В 1902 году Короленко пишет продолжение повести, оно помогает осознать ее идейный смысл. Большую роль играет образ Нилова — русского эмигранта, интеллигента. В беседах герои обсуждают судьбы страны и народа. Лозинский мечтает вернуться в Россию (пусть он не доволен её политическим строем!), ведь там — духовное единение, то, чего так не хватает в прогрессивной Америке. Здесь герой без языка, а, значит, не просто не может говорить, но и лишен корней.

Все же для Короленко важнее душа, внутреннее умиротворение и согласие с окружающим миром. При любой власти Короленко оставался патриотом. Свой гражданский долг он видел в защите конкретного человека, который всегда был для него выше всяких идеологических и политических установок. Именно из отношения к каждому человеку, по его убеждению, и определяется престиж государства.

У гуманиста Короленко нет произведения, написанного тоном наблюдателя. Любой из его рассказов — образный, колоритный, тонкопсихологический. Перед читателем — все оттенки сердечных волнений героя, рассказы Короленко полны романтики. Они обладают острым сюжетом, но и стройностью изложения. Мне кажется, что рассказы Короленко чем-то напоминают стихотворения в прозе.

В день юбилея Короленко И. Репин прислал ему поздравительную телеграмму, в которой отразил чувства всего народа: «Благодарю вас за вашу прекрасную жизнь!» Многие поколения россиян воспринимали Короленко как учителя и свою собственную совесть, а приобщение к его наследию и сегодня становится «процессом обогащения ума и очищения души» (С. Залыгин)