Николай Алексеевич Заболоцкий


Биография
Биография писателя
Произведения
7 произведений
Сочинения
29 сочинений

«Стихотворение Н. А. Заболоцкого «Метаморфозы» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Стихотворение «Метаморфозы» написано Заболоцким в 1937-м году. Это время социалистического устроения общества, первых пятилеток. Россия поменялась, поэтому изменились и требования к творчеству. В начале тридцатых годов состоялся общероссийский съезд писателей, на котором перед литературой поставлены были новые задачи: отображать социалистическую действительность и выводить на сцену нового героя — коммуниста. Многие писатели последовали этим рекомендациям. Другие же, кто продолжал творить сердцем, не оставляли вечных тем любви, дружбы…

Среди таких писателей находился и Н. А. Заболоцкий. Его стихотворение — это размышление не над происходящими в стране процессами, а наблюдение над личностью человека, жизнью его души. Самая главная идея произведения — изменчивость мира, а следовательно, и человека. Отсюда и название. Но за этой изменчивостью кроется не просто смена кадров, а последовательное эволюционное развитие.

Стихотворение «Метаморфозы» по жанру представляет собой размышление. Тематически его можно отнести к теме назначения поэта и поэзии. Написано стихотворение разностопным ямбом с множеством пиррихиев, что создаёт особую мелодику стиха.

Первая строчка, которая, как известно, несёт главную идейную и тематическую нагрузку, сразу даёт понимание читателю особого состояния восторженности лирического героя. Графически это подтверждается восклицательными знаками: «Как мир меняется! И как я сам меняюсь!». Далее поэт поясняет, каким образом происходит это изменение:

Лишь именем одним я называюсь,

На самом деле то, что именуют мной, —

Не я один. Нас много…

Сразу следует отметить прерывистое синтаксическое оформление строк. Стих не заканчивает предложение, мысль переходит на другую строчку, что придаёт разговорный оттенок всему стихотворению. Далее лирический герой поясняет процесс метаморфоз, происходящих с ним:

Я — живой.

Чтоб кровь моя остынуть не успела,

Я умирал не раз. О, сколько мертвых тел

Я отделил от собственного тела!

Но что значит «умирал»? Автор, скорее всего, имеет ввиду отказ от прошлых идеалов, стремление и убеждений. Если посмотреть, в какое время жил Заболоцкий, можно увериться, что «умирал» он действительно часто. Эпоха начала двадцатого века принесла немало перемен.

Но лирический герой в этот момент как бы смотрит на себя со стороны и понимает, что раньше не видел этих мёртвых тел, которые неминуемо отделяются от любой личности. Разум не может этого постигнуть, так как смена кож происходит естественным, а следовательно, безболезненным путём:

И если б только разум мой прозрел

И в землю устремил пронзительное око,

Он увидал бы там, среди могил, глубоко

Лежащего меня…

Мой бедный прах, когда-то так любимый.

Те же самые процессы происходят и с окружающим миром. И эта изменчивость является показателем жизни, так как только смерть неизменна:

А я все жив! Все чище и полней

Объемлет дух скопленье чудных тварей.

Жива природа. Жив среди камней

И злак живой…

Для характеристики жизни как таковой, мира, «во всей его живой архитектуре», автор вводит символический образ, основанный на сравнении, — орган. И этим подчеркивается мысль, сказанная немного раньше: «Звено в звено и форма в форму».

Орган, действительно, инструмент очень сложный и прихотливый. Даже сквозняки могут непоправимо испортить его. Но внешне он выглядит достаточно внушительно. К тому же, если научиться им «управлять», орган может подарить ни с чем несравнимые звуки. Так и жизнь — хрупкая и неистребимая одновременно:

Орган поющий, море труб, клавир,

Не умирающий ни в радости, ни в буре.

А отжившие свой век «тела», по мнению лирического героя, не уходят в небытие, они обретают бессмертие. И делает их таковыми творчество, так как, к примеру, поэт имеет способность замораживать время своими стихами:

Как все меняется! Что было раньше птицей,

Теперь лежит написанной страницей;

Мысль некогда была простым цветком,

Поэма шествовала медленным быком.

Таким образом, мысль замыкается, и читатель понимает, что хотел сказать автор. А именно: всё изменчиво, и всё вечно:

Вот так, с трудом пытаясь развивать

Как бы клубок какой-то сложной пряжи,

Вдруг и увидишь то, что должно называть

Бессмертием. О, суеверья наши!