Василий Андреевич Жуковский
«Тема судьбы в одной из баллад В. А. Жуковского («Светлана»).»
Жуковский открыл новые средства воспроизведения тонкой внутренней жизни человека. Его слово и образ соотнесены не с материальной реальностью, а с теми переживаниями, которые она вызывает в сознании. Он пробудил в слове богатые эмоционально-смысловые оттенки, и его стихи наполнились прихотливыми, сложными переживаниями лирического «я», захватывающими воображение и увлекающими мечту в романтическую «очарованную даль».
«…Одухотворив русскую поэзию романтическими элементами, он сделал ее доступною для общества, дал ей возможность развития, и без Жуковского мы не имели бы Пушкина», — признавал
В балладе «Светлана» мотив мертвого жениха является основным, но несет различную смысловую нагрузку. Казалось бы, обстановка не из приятных: мрачный лес, ночь, престранное поведение жениха. И вот появляется «голубочек белый», классический символ чистоты, и уже понятно, что участь Светланы не будет так печальна, как у героини другой баллады — «Людмила». По роли «голубочка» в происходящем (лишает силы угрожающего девушке мертвеца) легко можно сделать вывод о его противоположности силам тьмы, представленным в образе мертвеца, и о близости к Богу, об ангельской его природе (ведь он появляется именно для спасения девушки, и он гораздо могущественнее мертвеца). Соответственно Бог и вообще проблема божественной предопределенности играют не последнюю роль в балладе, но Светлана сталкивается с силами и света, и тьмы, причем сама она ближе к свету.
Баллада «Светлана», являясь продолжением любимой темы, подтверждает этот вывод, причем в свете «Людмилы» вывод Жуковского: «Лучший друг нам в жизни сей вера в провиденье. Благ зиждителя закон» здесь несчастье — лживый сон; счастье — пробужденье", — обретает не только прямой смысл, вытекающий из сюжета баллады «Светлана», но и широкий скрытый. Так, «вера в провиденье» не обретает мотивировки в сюжете этой баллады: «белый голубок» не проявление божественного милосердия, так как он появляется и спасает героиню в ее сне, а собственно сюжет (гадание — дурной сон — свадьба) не дает простора для характеристики божественного промысла.
«Светлана» выражает истину: что бы ни случилось, в итоге все будет благополучно, — эта баллада носит оптимистический характер.
Итак, исходя из всего сказанного, балладу следует скорее рассматривать как дополняющее «Людмилу», а не самостоятельное произведение, а основным конфликтом следует считать не конфликт между человеком и Богом, но внутренний конфликт человека между разумом и верой, с одной стороны, и спонтанным чувством — с другой. Основной ее проблемой является проблема самостоятельного выбора личности Оценивая баллады с позиции наличия в них канонических элементов, можно обнаружить, что Жуковский придерживался определенных правил: четко выраженный сюжет, диалоги (между девушками в экспозиции), монологи героинь, рефрены, картини природы, отражающие настроение героинь.