Сергей Александрович Есенин
«Тема Родины в творчестве С. А. Есенина »
«Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», - признавался поэт. Предметом его творчества становится природа рязанской земли с ее голубыми далями, сетью рек, светлой печалью родных полей, поэтическими деталями деревенского пейзажа. Содержание стихотворений Есенина неразрывно связано с самыми прозаическими реалиями быта и грандиозными явлениями бытия, выражающими сущность национального характера. Есенин явился поэтическим наследником творчества Лермонтова: «странная» любовь к Родине воплощается в его художественном мире в поэтизации «кочующего обоза», сливается с бесконечной любовью к «стране березового ситца». Есенин видит свое поэтическое предназначение в служении родной земле, о чем он пишет в стихотворении «Поэт», подчеркивая и названием, и содержанием связь с русской классической литературой. Однако образ Руси в поэтическом мире Есенина отличается многоликостью и разноголосием. Она «задумчивая и нежная», «нищая и веселая». В его поэзии преобладает стремление к романтизации Руси, тяготение к яркой образности, метафорической узорчатости — приемам, которые позднее приведут поэта к имажинизму. Стремление к всеобщей гармонии, к единству всего сущего — важнейший принцип художественного мышления Есенин. В его поэзии мы видим как одухотворенную природу, так и человека, неразрывно с ней с ней связанного.
С налом империалистической войны чувство Родин7ы еще полнее овладевает поэтом. И уже не о чертогах небесных, как символически прибежище для усталой души, мечтает Есенин. В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» он восклицает: Если крикнет рать родная: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».
В этот период Есенин воспринимает себя действительно «последним поэтом деревни». Обращаясь к России, он говорит о крестьянах: «Вот где, Русь, твои добрые молодцы, вся опора в годину невзгод». В любви Есенина к деревне звучат искренне сыновья чувства. В его стихах неотделимы любовь к матери и родным местам. Образ родного края претерпевает в творчестве поэта драматическую метафору. В стихотворениях «В том краю, где желтая крапива…», «Устал я жить в родном краю…» тихую и кроткую Русь сменяет тема «кандальной» Родины.
Во многом теми же настроениями проникнуты и «Персидские мотивы», которые принято называть любовным циклом Есенина. Но его герой не только возлюбленный Шаганэ и Лалы, он - философ и человек «скитальческой судьбы». Это поэтическое самоопределение созвучно образу восточного поэта-мудреца, ощущающего радость бытия на грешной земле. В этом цикле «нежность пропитано» каждое слово, а любовная песня представляется метафорой жизни, короткой и прекрасной.