Сергей Александрович Есенин


Биография
Биография писателя
Произведения
19 произведений
Сочинения
239 сочинений

«Стихотворение С. Есенина «О красном вечере задумалась дорога…» (восприятие, истолкование, оценка)»

Сочинение

Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» датируется 1916 годом. Первоначально С. Есенин передал его в редакцию газеты «Биржевые ведомости» для публикации, но затем обратился к сотруднику редакции А. Л. Волынскому с просьбой «задержать» выход. У автора возникло намерение издать в сборнике «Скифы» цикл, включающий стихотворения «Осень», «Синее небо, цветная дуга…», «О товарищах веселых…», а также «О красном вечере задумалась дорога…». В итоге стихотворение увидело свет в 1917 году.

В этом стихотворений изображена картина тихого осеннего деревенского вечера с его дремным спокойствием, приглушенными звуками на крестьянском дворе. Вечер назван «красным» — это закатное солнце сделало его таким.

Есенин показывает все атрибуты крестьянского хозяйства: изба с порогом, «овсяный двор», хлев, поветь, труба, печь. Предметным центром этой картины является именно «розовая печь» — образ, часто встречающийся в поэзии Есенина. По его собственному выражению, им создан «корабельный» образ домашнего очага. Печь издавна слыла центром деревенского жилища, своеобразным избяным солнцем. Близость поэзии к народной культуре доказывает использование устаревших слов «хмарь», «отрок», а также диалектизма «поветь».

Есениным нарисована очень органичная картина, отражающая целостное восприятие действительности. Эта картина наполнена образами, звуками, запахами, красками:

Изба-старуха челюстью порога

Жуёт пахучий мякиш тишины.

Эти строки удивительны, они рождают множество ощущений. Изба «очеловечена», отождествлена с деревенской старухой, медленно жующей беззубой челюстью хлебный мякиш. Это олицетворение создаёт конкретную зрительную картину. Эпитет «пахучий» наполняет зарисовку ароматами деревенских сумерек. Законченность образа достигается за счет звукового фона: с помощью звукописи, использования свистящих и шипящих согласных поэт создает изумительную по инструментовке картину сельского вечера с приглушенными шелестами и шорохами, отчетливо слышимыми в спустившейся на землю тишине: ст-х-ч-ж-п-ш.

Звукопись, примененная в третьей строфе, служит другим целям: аллитерация на сонорные и свистящие передаёт сверкание золы: «обняв трубу, сверкает по повети//зола зеленая из розовой печи».

Используя своё излюбленное средство выразительности — олицетворение — Есенин создает картину, наполненную жизнью, чувствами, движениями: дорога задумалась, холод крадется, зола обнимает трубу, ветер тонкогубый шепчет, солома охает. Каждый предмет кажется живым, одушевленным. Это ощущение усиливается еще и потому, что в стихотворении присутствуют образы животных: галок, совы, коров, а также желтоволосого отрока. Возможно, что «желтоволосый отрок" — это образ из детства, ведь вся лирика Есенина очень автобиографична.

Картина деревенского вечера не только оживляется, но и расцвечивается поэтом. В стихотворении изображен многокрасочный мир, наполненный красным, синим, зеленым, желтым, золотым, белым, розовым. Эта пестрота эпитетов несколько сглаживается неотъемлемыми оттенками деревенской осени: мглой и хмарью.

„Мгла“ недаром уже приближается „к овсяному двору“. Жизнеутверждающий характер первой строфы постепенно сменятся мыслями о бренности нашего существования на этой земле. „Кого-то нет“, и его уже оплакивает „тонкогубый ветер“. Образ смерти незримо возникает в этих строках. Возникает таинственный шорох, созданный при помощи аллитерации „о ком-то шепчет, сгинувшем в ночи“. Отрок „лучит“ глаза, любуется „игрой“ галок, но ведь галки — символы близящегося несчастья и смерти. Дополняет ощущение образ совы, возникающий в четвертой строфе. Эти птицы в народных поверьях считаются нечистыми, зловещими.

И вот „кому-то пятками уже не мять по рощам // Щербленый лист и золото травы“. „Все гуще хмарь…“, но жизнь продолжается, и „в хлеву покой и дрема“. „Осенний холод“ в то же время „ласково и кротко крадется“. Это оксюморон, позволяющий понять, что Есенин не относится к смерти как к чему-то страшному и темному.

Удивительна строка „тягучий вздох, ныряя звоном тощим“. Тропы — эпитеты и метафора — создают чувство таинственности и загадочности, а упоминание звона вызывает ассоциацию с храмом, звоном колоколов. В этих строках заключена глубокий философский смысл: смерти противостоит неизменный крестьянский уклад, вечная жизнь природы. Такое отношение к этой философской категории свойственно этому периоду есенинского творчества. В более же поздних стихотворениях появляется черный пессимизм, они наполнены безысходностью и тоской.

Описанную поэтом картину обрамляет возникающий в первой и последней строфе образ дороги - символа человеческого пути, вмещающего юность и старость, радости и утраты. Она идет через „скользкий“ ров — этот эпитет служит для понимания читателем сложности нашей жизни.

Стихотворение „О красном вечере задумалась дорога…“ вызывает противоречивые ощущения. Умиротворяющая тишина осеннего вечера граничит с тишиной вечного покоя. Тем не менее, созданная картина очень естественна, недаром сам автор называл свои образы „органическими“, имея в виду именно их естественность и цельность.

Переплетение противоположных, но тесно связанных в реальной жизни явлений читатель видит и в других стихотворениях Есенина, написанных в том же 1916 году („О товарищах веселых…“,"Осень» и «Синее небо, цветная дуга…»).

Рецензент Д. Н. Семеновский называл поэзию Есенина «утрированным лубком, пряником в сусальном золоте», указывая на искусственную близость его творчества к народу. Мне думается, что данное стихотворение развенчивается это убеждение.