Хамелеон

Антон Павлович Чехов


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
35 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Обличение пошлости в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»»

Сочинение

Его врагом была пошлость,

он всю жизнь боролся с ней.

М. Горький

А. П. Чехов — один из величайших русских писателей-классиков. Начав писать очень рано, еще в юности, Чехов скоро получил высокую оценку не только читате­лей, но и критиков. Больше всего его привлекала правда жизни, которой он не изменил ни в чем, стремясь отобра­жать в своем творчестве жизнь «такой, какова она есть на самом деле».

А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни у одного писателя не было такого дара: выставлять ярко пошлость жизни, уметь очертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта мелочь, которая ускользает из глаз, броси­лась бы крупно в глаза всем. С полным правом эти слова можно отнести и к А. П. Чехову, который всю свою жизнь посвятил именно борьбе с «пошлостью пошлого челове­ка». Раскрывается эта тема и в рассказе «Хамелеон».

Сюжет этого рассказа довольно прост: по базарной пло­щади идет полицейский надзиратель Очумелов с городо­вым. Они слышат крики в стороне и видят, как собирается толпа. Подойдя, блюстители общественного порядка узна­ют, что Хрюкина — золотых дел мастера — за палец уку­сила собака, совсем еще щенок. Больше всего внимания уделено попыткам надзирателя узнать, чья это собака, что­бы на основании этого решить, что делать с пострадавшим Хрюкиным.

Чехова не зря называют замечательным мастером де­тали, поскольку применяя различные художественные при­емы, великий писатель мастерски раскрывает перед нами сущность человека, его настоящее внутреннее содержание.

Называя Очумелова хамелеоном, Чехов подчеркивает такие его черты, как способность умело приспосабливать­ся к окружающей среде, легко меняя мнения и взгляды. В данном рассказе решение Очумелова зависит лишь от той информации, в которой он сейчас остро нуждается: чья это собака? Если щенок ничей, то собака превращается в «бро­дячий скот», «бешеную», «ни шерсти, ни вида... подлость одна только», и, без сомнения, подлежит истреблению, в то время как укушенный Хрюкин считается незаслуженно пострадавшим, чуть ли не героем. Но вот кто-то из толпы, внимательно наблюдающий за развитием событий, пред­полагает, что собака — генеральская, и Очумелова будто подменяют. Собака уже — «маленькая», «нежная тварь», «цуцык этакий», а золотых дел мастер — выдумщик, при­творщик, «болван», который «сам виноват» и которому «не­чего свой дурацкий палец выставлять».Самое смешное здесь, что предположения о хозяине со­баки меняется очень быстро, и так же незамедлительно изменяются решения Очумелова, которого от этих проти­воречий бросает то в жар, то в холод. Сам надзиратель абсолютно не замечает, что говорит противоположные вещи, для него главное — не добиться истины, не устранить бес­порядки, а угодить вышестоящему влиятельному лицу, ко­торое может оказаться хозяином собаки, нарушившей спо­койствие в городе.

Так же мгновенно, как меняется взгляд Очумелова на ситуацию, изменяется и его речь: то грубая и угрожающая, то унизительно-заискивающая, лебезящая. В самом нача­ле, когда надзиратель еще не знает причины беспорядка и не может оценить общественного положения противников, его речь настолько неправильна, что сразу дает нам воз­можность в полной мере оценить его умственные способ­ности: «По какому это случаю тут?.. Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?»

Обличая в рассказе «Хамелеон» невежество, грубость, лицемерие, подхалимство, чинопоклонничество, Чехов дает нам понять, что это далеко не единственный случай по­добного нравственного убожества и морального обнища­ния. Перед нами открывается болезнь эпохи, заразившая все общество, и своим творчеством Чехов хотел если не излечить ее, то хотя бы заставить людей задуматься, уви­деть себя со стороны, поскольку исправлять подобные бо­лезни можно только изнутри, начиная с себя.

Другие сочинения по этому произведению


Смысл названия рассказа А. П. Чехова «Хамелеон» Говорящие фамилии в рассказе Чехова «Хамелеон» Осуждение житейской пошлости и раболепия на страницах рассказов А. П. Чехова «Хамелеон» и «Злоумышленник» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Значение художественного образа в рассказе «Хамелеон» Открытый урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Мастерство писателя в речевой структуре рассказа «Хамелеон» Живая картина нравов по рассказу А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (4) Смысл названия рассказа Чехова «Хамелеон» Тема хамелеонства О чем рассказал Очумелов. Произведение по рассказу А. Чехова «Хамелеон» Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Сатира и юмор в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (1) Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон"(2) Почему свой рассказ Чехов назвал "Хамелеон" Роль детали в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Роль художественной детали в рассказе Чехова «Хамелеон» Образы "футлярных" людей в рассказах А.П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова "Хамелеон" Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (2) Образы «футлярных» людей в рассказах А. П. Чехова. Смешное и грустное в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Краткий сюжет повести Коршунова «Операция Хамелеон» Сатира на общество в рассказе Чехова «Хамелеон» Осмеяние домоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" (3) Осмеяние самоуправства и угодничества в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Юмористические приемы в рассказе Чехова «Хамелеон» Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова "Хамелеон" Что говорят нам фамилии героев в повести «Хамелеон» Анализ рассказа «Хамелеон» и осмысление хамелеонства Говорящие фамилии в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон», как средство характеристики героев Содержание и смысл рассказа А. Чехова «Хамелеон» Обличение самодержавно полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон» Обличение самодержавно-полицейской действительности и раболепия обывателей в рассказе А. П. Чехова «Хамелеон»