Сергей Александрович Есенин


Биография
Биография писателя
Произведения
19 произведений
Сочинения
239 сочинений

«Образ Родины в произведениях С. А. Есенина»

Сочинение

Я знаю мир…

Люблю мою семью…

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

С. Есенин

Сергей Есенина — поэт- патриот, всей душой влюбленный и переживающий как за Россию, так и за свою «малую родину» — село Константиново. Поэт смело заявлял:

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Образ деревни, родного края — основной в лирике Есенина. Первые стихи поэта были навеяны его детскими и юношескими впечатлениями о деревенской жизни. В них заметно влияние устного народного творчества и классической русской поэзии. Достаточно вспомнить такие стихотворения, как «Под венчиком лесной ромашки», «Матушка в Купальницу по лесу ходила», «Подражанье песне» и др.

Характерно, что описание родного края у Есенина самым тесным образом связано с изображением деревенских пейзажей, природы. Так, в стихотворении «Вот уж вечер. Роса…» на обыденные образы поля, луга, березы юный Есенин смотрит особым взглядом — он видит во всем этом поэзию красоты. Простое описание, практически без метафор, создает, однако, пронзительную эмоциональную картину:

Вот уже вечер. Роса

Блестит на крапиве,

Я стою у дороги,

Прислонившись к иве.

Удивительно и такое стихотворение юного поэта, состоящее всего из четырех строк:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет.

Так мог писать только человек, который всей душой любил и восхищался родной природой, глубоко понимал суть деревенской жизни.

На мой взгляд, отличительной чертой поэзии Есенина является особая лирическая эмоциональность его лирического героя. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» создается впечатление, что у героя захватило дух от величавости светлого деревенского простора. Из его груди невольно вырывается крик:

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты — в ризах образа…

И в этом крике — вся сила любви, восхищения, преклонения, обожествления родного края, родины, без которой Есенин не мылил своей жизни.

В более поздней лирике поэта (после Октябрьской революции 1917 года) отразились все противоречия того сложного времени — эпохи смены общественного строя. Так, в поэме «Сорокоуст» поэт поднимает проблему новых отношений города и деревни. Есенин пишет о гибели дорогого ему мира патриархальной деревни в условиях индустриализации.

Поэт считал, что русская деревня, которая является воплощением исконной России, беззащитна перед «безмозглым лязгом железа Америки», «ремней и труб глухой схваткой». С большой художественной силой рисует Есенин картину наступления машинной индустрии на полевую Русь:

Видели ли вы,

Как бежит по степям,

В туманах озерных кроясь,

Железной ноздрей храпя,

На лапах чугунных поезд?

«Последний поэт деревни» чувствует, что не может защитить обреченную красоту природы, ему остается лишь пропеть ей скорбную отходную песню:

Скоро заморозь известью выбелит

Тот поселок и эти луга.

Никуда вам не скрыться от гибели,

Никуда не уйти от врага.

Написанные в 1924 году «Возвращение на родину», «Русь советская» и «Русь уходящая» свидетельствуют о новом творческом подъеме поэта. В них появляется особенная умудренность человека, стремящегося разобраться в собственных чувствах, «быть певцом и гражданином». В первом их этих стихотворений речь идет о посещении лирическим героем родимых мест, той «сельщины», где он бегал когда-то мальчишкой. Поэт с болью в сердце пишет:

Как много изменилось там,

В их бедном, неприглядном быте.

Какое множество открытий

За мною следовало по пятам…

Время неумолимо. В «Возвращении на родину» есть зарисовка конкретного интерьера сельского дома, в котором выделяется деталь: на стене висит портрет Ленина. Этот уголок новой молодежи — комсомольцев. Есенин с горечью констатирует:

Конечно, мне и Ленин не икона,

Я знаю мир…

Люблю мою семью…

Но отчего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Таким образом, мы видим, как образ родного края в творчестве Есенина претерпевает эволюцию: от личных юношеских впечатлений о родном селе как «земле обетованной» поэт идет к социальному, гражданскому пониманию деревни. Чувства его противоречивы, отношения к переменам неоднозначны. Однако с уверенностью можно одно — неизменной остается любовь Есенина к своей родине, без которой он не мыслил себя ни как человек, ни как творц.