Путешествия в некоторые отдаленные части света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга ,а потом капитана нескольких кораблей

Джонатан Свифт


Краткое изложение
Читается примерно за 5 минут
Сочинения
30 сочинения

«Гулливер - характеристика литературного героя»

Сочинение

ГУЛЛИВЕР (англ. Gulliver) — герой романа Дж.Свифта «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» (1726). Роман Свифта написан в традиции мениппеи, в которой абсолютная свобода сюжетного вымысла мотивируется «идейно-философской целью — создавать исключительные ситуации для провоцирования и испытания философской идеи — слова, правды, воплощенной в образе мудреца, искателя этой правды» (М.М.Бахтин). Содержанием мениппеи становятся не приключения конкретного героя, а перипетии самой идеи. Такая постановка вопроса позволяет увидеть глубокую внутреннюю целостность как образа самого Г., так и произведения в целом.

На первый взгляд в романе Свифта четыре разных Г.

Первый — в Лилипутии. В этой стране он велик и могуч, как истинный герой, и олицетворяет все лучшее, что есть в человеке: разум, красоту, мощь, милосердие.

Второй — в Бробдингнеге. В стране великанов Г.— постоянный герой комических ситуаций. Он выполняет функции королевского шута, забавного ученого лилипута. Выслушав рассказ Г. о политическом и социально-экономическом устройстве Англии, король Броб-дингнега делает вывод, что «большинство ваших соотечественников есть выводок маленьких отвратительных пресмыкающихся, самых пагубных из всех, какие когда-либо ползали по земной поверхности».

Третий — равнодушный и спокойный наблюдатель, аккуратно фиксирующий безумства, уродства, извращения, которые видит в летающем королевстве Лапута, стране Бальни-барби и в Великой Академии ее столицы Лага-до, на острове некромантов Глаббдобдриб, в королевстве Лаггнегт, где знакомится с вечно бессмертными струльдбругами.

Четвертый — это Г. из страны гуингнгнмов (разумных лошадей) и йэху (одичавших потомков пары англичан, попавших на остров в результате кораблекрушения). Здесь Г.— трагически одинокий и ненавистный себе человек. А быть человеком — значит принадлежать к роду омерзительных йэху, славящихся своей прожорливостью, похотью, ленью, злобой, лживостью и тупостью.

Эти разные Гулливеры представляют собой ипостаси единого образа. Герой произведения, написанного в мениппейной традиции,— человек идеи, мудрец — поставлен автором в ситуации столкновения с мировым злом в самых предельных его выражениях. Все, что видит в своих путешествиях Г., служит Свифту для испытания идеи, а не характера. Г.— это нормальный, разумный, морально здоровый человек, которого автор отправляет в путешествие по миру безумия, абсурда, лжи и насилия. Именно по отношению к Г. раскрывается человеческая природа: неприглядная и вызывающая отвращение у любого разумного существа. Г. искал в безумном мире место, в котором мог бы найти покой достойный человек. И Свифт приводит своего героя в утопическую страну гуингнгнмов, но сам же возвращает его обратно в Англию, ибо в безумном мире не может существовать общество, устроенное на разумных началах. А это значит, что Г. должен вернуться домой: разумные лошади изгоняют героя.

История Г.— это история человека, пытавшегося изменить людей и их мир словом правды. В итоге Г. вынужден признать, что «йэху представляют собой породу животных, совсем не способную к исправлению путем наставлений и примеров. Вот уже шесть месяцев прошло со времени появления моей книги, а я не только не вижу конца всевозможных злоупотреблений и пороков, но и не слыхал, чтобы моя книга произвела хотя бы одно действие, соответствующее моим намерениям». Г. отказывается от «нелепой затеи реформировать породу йэху» и находит утешение лишь на конюшне, в длительных беседах со своими жеребцами.

Г. послужил прообразом героя-пионера в фильме А.Л.Птушко «Новый Гулливер» (1935), в котором персонаж Свифта стал деятельным участником борьбы миров, социализма и капитализма.

Другие сочинения по этому произведению


Основные законы империи "Лилипутия" Старая Англия сквозь уменьшительное стекло (По роману Д. Свифта "Путешествие Гулливера") Сравнение образов Гулливера и Робинзона Чему меня научил Джонатан Свифт своим произведением "Приключения Гулливера" «Путешествия Гулливера» как сатирическое и философское произведение Сюжет романа Свифта «Путешествия Гулливера» Художественный анализ Характеристика образа Гулливера Лемюэля Характеристика образа Йеху Характеристика образа Лилипутов Секрет двойственного значения книги о Гулливере Сопоставление концепции человека в романах «Приключения Робинзона Крузо» и «Путешествия Гулливера» Роль фантастики в романе "Путешествие Гулливера" (2) Фольклорные истоки в романе Свифта «Путешествия Гулливера» Характеристика образов Академиков Лагадо Характеристика образов Великанов Лилипутия - это Англия сквозь уменьшительное стекло Роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» «Путешествия Гулливера» Характеристика образов Волшебников Сатира и ее роль в романе Свифта «Путешествия Гулливера» Политические лабиринты в произведении Джонатана Свифта «Странствования Лемюеля Гулливера» Путешествие Гулливера как социальная и политическая сатира Пародия и сатира в романе «Путешествия Гулливера» Осмеяние невежества и самодурства в романе Д. Свифта "Путешествие Гулливера" Роль фантастики в романе "Путешествие Гулливера" (1) Характеристика образа Лапутян О чем узнали мы побывав в Лилипутии Сочинение по роману Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»