Пожар

Григорий Ефимович Распутин


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
25 сочинений

«Главный герой повести Распутина "Пожар"»

Сочинение



Повесть "Пожар" (1985) вызывала острое ощущение необходимости перемен в обществе. Писатель обнажил кризисные явления середины 1980-х годов в важнейших сферах жизни, но повесть и по сей день остается актуальной. В литературу с этой повестью пришел социально активный герой, продолжавший, по мнению исследователей, давнюю традицию правдоискателей. Главный герой, шофер Иван Петрович Егоров, рассуждает так: "Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом". Но происходит катастрофа - утрата человеком его главных опор. Честному, порядочному человеку жить стало нечем - "край, дальше некуда", "земля уходит из-под ног".

Сосновка, место действия "Пожара", могла бы быть тем самым новым поселком, в который переезжали жители затопляемой Матёры. Писатель через десять лет будто решил посмотреть, что стало с его героями на новом месте. Распутин указывает на эту связь: "Сама жизнь заставила писать продолжение "Матёры". С изменением занятий изменились нравы, а с изменением нравов - все тревожней за человека". Как всегда у Распутина, сюжет предельно прост: горят орсовские склады. Автора интересует не столько пожар на складах, сколько неблагополучное состояние общества, которое высветилось языками пламени. Одни люди пытаются хоть что-то спасти от огня, другие, наоборот, помогают пожару: выплескивается страшная разрушительная энергия, кто-то наживается на чужой беде. Не имея своей собственности, по мысли писателя, люди перестали ценить собственность вообще. Иван Петрович раньше не мог даже вообразить такого, а теперь увидел воочию.





В повести заметны черты публицистического стиля. Автор посредством внутренних монологов главного героя оценивает происходящее с очерковой тщательностью. Он замечает, что сам поселок имеет вид временного пристанища, как будто люди кочевали по свету и застряли здесь, но ждут приказа двигаться дальше, а потому "не пускают глубоко корни". Огромное зло для Сосновки - захватившие власть и имеющие свой грабительский "устав" "архаровцы" ("сезонники", "шабашники"), сила, держащаяся "не на лучшем, а словно бы на худшем в человеке". Так писатель характеризует бригаду оргнабора. После публикации "Пожара" слово "архаровцы" "вошло в обиход как синоним злого, агрессивного равнодушия, наплевательства" (И. Панкеев). Винит Егоров и своих земляков за то, что поддались, уступили. Он с негодованием восклицает, услышав, что главное - это план выполнять: "Лучше б мы другой план завели - не на одни только кубометры, а и на души! Чтоб учитывалось, сколько душ потеряно, к черту-дьяволу перешло, и сколько осталось!.." Пылающий в душе главного героя пожар страшнее пожара на складах, но его никто не замечает. Распутинский герой, чувствующий личную ответственность за все, что происходит вокруг, оказывается одиноким.



Финал повести, однако, оптимистичен. Вера в возрождение человека связана с влиянием природы. Писатель показывает обновленную весеннюю землю и человека, идущего по дороге, - сына своей матери-земли. Он не верит, что земля молчит, - надо просто уметь слушать и понимать ее. Он взывает к духовности.

Творчество Валентина Распутина 1980-1990-х годов (повесть "В больнице", цикл повестей о Сене Позднякове, рассказы "Не могу-у", "Тетка Улита", "В ту же землю...", "Вечером", "Нежданно-негаданно", а также публицистические книги "Россия: дни и времена", "Сибирь, Сибирь...") сохраняет высоту гражданской позиции и высокий уровень мастерства. Он защищает ценности русской цивилизации, выражает надежду на возвращение к духовному опыту православной веры. Писатель умеет воплотить в биографии "маленького человека" через бытовые детали и образы-символы судьбу страны и дух времени. В критике особо отмечается "распрозрачный, пронзительный, философский" (О. Славникова) рассказ "Видение" - почти стихотворение в прозе. Это мудрый и смелый взгляд Распутина в неизведанные дали, попытка разглядеть продолжение нашего земного пути.

Другие сочинения по этому произведению


«По ком звонит колокол» В. Распутина? (по произведениям «Прощание с Матерой», «Пожар») Зачем живет человек? (По повести В. Г. Распутина «Пожар») Нравственная проблематика современной прозы Повесть «Пожар» Проблемы нравственности (По повести Распутина «Пожар») Драма народной жизни в повести «Прощание с Матерой» и «Пожар» Жанровое своеобразие повести "Пожар" Распутина В.Г. Каков смысл названия повести "Пожар" Размышление о нашем будущем (на примере произведений «Пожар» и «Плаха») Проблемы нравственности Выбор человека места в жизни на примере повести Распутина «Пожар» «Найти свою дорогу, узнать свое место — в этом все для человека, это для него значит сделаться собой...» (В. Г. Белинский). По повести «Пожар» В. Г. Распутина Зачем живет человек (По повести Распутина "Пожар") Зачем живет человек Характеристики главных героев повести «Пожар» Судьба народа и природы в произведениях В. Распутина (по повестям «Прощание с Матерой», «Пожар») Символический смысл «пожара» в одноименной повести Распутина Уедет Иван Петрович из Сосновки после пожара или останется? (по повести "Пожар" Распутина В.Г.) История создания произведения Валентина Распутина «Пожар» Найти свою дорогу по повести «Пожар» Распутина Краткое содержание произведения Распутина «Пожар» Модель мира дома и человека в повести Распутина «Пожар» Рецензия на повесть В. Распутина "Пожар" Апокалипсис, сотворенный людьми: (по романам «Прощание с Матерой» и «Пожар»)