«Обывательство (по В. Набокову)»

Сочинение

Как часто в повседневной жизни мы машинально обмениваемся любезностями, не вникая в значение употребляемых фраз? Например, говорим «здравствуйте», на самом деле не желая здоровья человеку, а просто потому, что так принято говорить? А ведь использование клише — один из признаков обывателя.

Так кто же такие обыватели, и что нужно сделать, чтобы не становиться ими? Этот вопрос тщательно и эмоционально исследуется В. Набоковым и заставляет читателей внимательней приглядываться к самим себе, и, возможно, увидеть свои обывательские пороки.

Эта проблема является нравственной, так как касается непосредственно личных качеств человека, его поведения и жизненных ценностей. Ведь обыватель — это человек с набором отрицательных качеств и привычек поведения. И, к сожалению, данное явление носит массовый характер. Обыватели (равно мещане) встречаются во всех слоях населения. Черты, характерные мещанину, можно заметить как и у обычного клерка или домохозяйки, так и у члены высшего общества (например, депутата). И, не исключено, — у самого себя.

В. Набоков считает, что мещанин — это корыстный человек с «низменными» идеалами, ничем не выделяющийся из толпы. Его от не-мещан отличают использование слов-штампов, отсутствие интереса к искусству, влечение только к материальным ценностям и узколобая пошлость. Писатель крайне негативно относится к обывателям и применяет по отношению к ним такие оценочные слова, как: «корыстный», «низменный», «вульгарность», «банальный», «фальшивый». И, по мнению автора, чтобы не стать обывателем, нужно искоренять в себе характерные им черты.

Меня поразил столь эмоциональный негативный отклик В. Набокова на явление мещанства. И я, под напором его яростных доказательств, соглашаюсь с его мнением и разделяю его отрицательное отношение к обывателям. Я считаю, что обыватели — люди, стремящиеся поступать как все, но желающие казаться лучше других. Эти люди насквозь пропитаны ложью. Даже если мещанин увлечется искусством, это увлечение не будет касаться высокого значения творчества, а сведётся лишь к удовлетворению низменных потребностей. Или будет основано только на том, что так делают все.

Я думаю, что в современном обществе также можно говорить о явлении обывательства. Например, среди подростков оно хорошо заметно: время от времени у них появляется мода на что-то. Так, недавно была мода на «эмо»: все одевались в чёрно-розовую одежду, выстригали чёлки и были очень эмоциональны. Затем мода резко сменилась на «ваниль»" все теперь одеваются в обтягивающую одежду нейтральных тонов, делают неаккуратный пучок на голове и ведут себя романтично. Здесь мы ясно видим пример желания быть как все. Но, как говорит Набоков, «это всего лишь попугаи», подражающие манерам взрослых обывателей: остаётся надеяться, что, когда эти молодые люди вырастут, они перестанут «попугайничать» и не превратятся в настоящих обывателей.

Яркий пример мещанства мы встречаем в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Так, Родион Раскольников, как и большинство молодых людей в то время, хотле повторить славу Наполеона, мнил себя способным на большее: преступить через человеческую жизнь. Но в конце произведения Раскольников после раскаяния во время несения заслуженного наказания смог увидеть свои обывательские пороки и начать исправлять их.

Таким образом, я могу сделать вывод, что в нравственном образе мещанина нет ничего хорошего. Поэтому нужно в первую очередь присмотреться к своему поведению — нет ли в нём повадок обывателя. И, обнаружив в себе пороки мещанина, нужно тщательно работать над их исправлением.