Слово о полку Игореве, Игоря, сына Святослава, внука Олегова

Древнерусская литература


Сочинения
23 сочинения
Главные герои
И их характеристика

«Образы основных персонажей в «Слове о полку Игореве»»

Сочинение

«Слово о полку Игореве» — один из самых значительных в художественном отношении памятников литературы Киевской Руси. Уже больше двухсот лет оно привлекает к себе пристальное внимание литературоведов и историков. Научные исследования, посвященные «Слову», исчисляются тысячами, однако до сих пор оно остается одним из самых загадочных произведений мировой литературы.

Стиль «Слова» очень символичен. На мой взгляд, именно стремлением к символичности объясняется и способ обрисовки основных героев в «Слове» — все они являются образами-символами, выражающими какое-то одно качество.

Так, великий киевский князь Святослав идеализированно изображен главой русских князей и Русской земли в целом, так, как традиционно изображались правители:

Едва усыпил его мощный отец их,

Святослав грозный, великий князь киевский,

Гроза был Святослав!

Этот князь грозен, умудрен возрастом и опытом. Поэтому автор упоминает о его седине и сравнивает князя с соколом «в мытех».

Олег Гориславич — князь-крамольник, зачинатель княжеских раздоров на Руси:

Тогда при Олеге Гориславиче сеялось и вырастало междоусобием.

Погибала жизнь Даждьбожиих внуков,

Во крамолах княжеских век человеческий сокращался.

Всеслав Полоцкий — князь-непоседа, искатель лучшей доли, более высокого княжеского «стола». Автор характеризует его как «хитрого и гораздого», даже «вещего», но не избежавшего в конечном итоге, как и все, «суда Божьего», то есть смерти:

Пусть и вещая душа была в крепком теле,

Но часто страдал он от бед.

Ему первому и вещий Боян мудрым припевом предрек:

«Будь хитер, будь смышлен.

Будь по птице горазд,

Но божьего суда не минуешь!»

Боян — это символический образ «вещего», искусного певца, берущего свои истоки от языческих богов («внук Велесов»). Автор характеризует его творческую манеру как что-то данное свыше для того, чтобы славить избранников божьих — князей:

Боян же, братия, не десять соколов на стадо лебедей пускал,

Он вещие персты свои на живые струны вскладывал,

И сами они славу князьям рокотали.

Ярославна в «Слове» — это символ верной жены, спасающей своей любовью мужа на поле битвы. Всеволод, постоянно характеризующийся как «буй-тур», изображен как мужественный, сильный воин, в пылу боя забывающий обо всем: о чести и жизни, отчем золотом престоле, о привычках и обычаях своей жены. Он символизирует воинскую доблесть русских воинов, так же, как и его дружинники:

Там лежат нечестивые головы половецкие,

Порубленные калеными саблями шлемы аварские

От тебя, ярый тур Всеволод!

Какою раною подорожит он, братие,

Он, позабывший о жизни и почестях,

О граде Чернигове, златом престоле родительском,

О свычае и обычае милой супруги своей Глебовны красныя.

Половецкие князья Кончак и Гзак представлены в произведении как олицетворение зла, вражеских сил, черной силы: «Стреляй же, князь, в Кончака, неверного кощея, за Русскую землю», «черный ворон, неверный половчанин!»

Лишь по отношению к одному герою в «Слове» можно говорить о «движении» образа. Этот персонаж — князь Игорь. Организовавший и возглавивший необдуманный поход на половцев, Игорь Святославич изображен в «Слове» как отважный, честолюбивый, но «молодой» и «буйный» князь, ум которого скован чувствами и желаниями. В этом он противопоставляется «седому» и опытному Святославу. Лишь в конце произведения автор указывает на происшедшую в Игоре перемену, сообщая о его поездке в Киев к Святославу:

Девы поют на Дунае,

Голоса долетают через море до Киева,

Игорь едет по Боричеву

Ко святой богородице Пирогощей.

Радостны земли,

Веселы грады!

Таким образом, почти все образы в «Слове о полку Игореве» можно назвать символическими. Они отражают какое-то одно качество, черту характера, являются их яркими и емкими выразителями. Такая особенность в изображении героев характерна для произведений фольклора, где нет полного отражения внутреннего мира персонажа, его развития.

Лишь один образ в «Слове» показан разносторонне, в движении. Это образ главного героя произведения — князя Игоря, который представлен противоречивым, способным изменить свои взгляды, пересмотреть свою позицию под влиянием каких-то событий.

Другие сочинения по этому произведению


Ярославна — героиня «Слова о полку Игореве» «Слово о полку Игореве» — патриотический памятник древнерусской литературы Автор «Слова о полку Игореве». Анализ «Слова о полку Игореве» Гимн, посвящённы Русской земле, русскому народу Каким вы представляете себе автора «Слова…»? Каким я себе представляю автора «Слова о полку Игоре» Кем был автор «Слова о полку Игореве»? Князь Игорь-защитник Отечества (по произведению «Слово о полку Игореве») Креонт и Антигона (по трагедии Софокла «Антигона») Мое отношение к героям «Слова о полку Игореве» Образ автора «Слова о полку Игореве» Образ автора в «Слове о полку Игореве» Образ князя Игоря в «Слове о полку Игореве» Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве» Образ Русской земли на страницах «Слова о полку Игореве». Особенности композиции «Слова о полку Игореве…» Патриотизм и нравственные проблемы в произведении «Слово о полку Игореве» Русь в произведении «Слово о полку Игореве» Художественные особенности «Слова о полку Игореве» Чем интересно «Слово о полку Игореве» современному читателю? Ярославна — один из важнейших образов «Слова о полку Игореве»