Мещанин во дворянстве

Жан-Батист Мольер


Краткое изложение
Читается примерно за 10 минуты
Сочинения
39 сочинений
Главные герои
И их характеристика

«Своеобразие и самобытность комедий Мольера (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»)»

Сочинение

Когда Людовик XIV спросил

у Пуало, кто является самым

замеча­тельным писателем века,

тот ответил: «Мольер».

М. Булгаков

На его могиле нет памятника. Чугунная плита, лежавшая на том месте, где под четырьмя футами освященной земли похоронили комедиографа и актера, разруши­лась от времени. Нет мемориальной доски на доме, где он родился, потому что время не пощадило и сам дом. Лишь на одной из старых площадей Парижа стоит памятник-фонтан, будто вечно не умолкают голос и смех Мольера, будто снова он в центре тол­пы, в центре внимания, даже смерть свою превративший в эпизод главной роли «Мни­мого больного». И еще есть театр комедии, в репертуаре которого всегда его пьесы, где вот уже четвертое столетие рядится в дворянские одежды мещанин Журден, где пытается спрятать под маской показного благочестия и смирения свое истинное лицо Тартюф, где фарс переплетается с трагедийными эпизодами, где из искры безудерж­ного смеха разгорается жаркий огонь сатиры, где видишь человеческие характеры, которые неподвластны ни времени, ни расстояниям, ни национальным обычаям и государственным границам, ни строгим жанровым рамкам классицизма.

Наверное, это самый лучший памятник Жану-Батисту Мольеру — как бы про­должение его «Блистательного театра».

Чем же необычны комедии Мольера? Почему почти четыре века не смолкает смех в зале, где идет «Мещанин во дворянстве»?

Комичность претензий Журдена на дворянский титул подчеркивается и нелепым костюмом, и балетной буффонадой, и примеркой нового платья, и церемонией посвя­щения в «мамамуши», и уроками фехтования и танцев.

Вот самый простой комический эффект — великое «открытие» господина Журде­на на уроке философии: он, оказывается, говорит прозой!

Вот на протяжении коротенького акта портной с подручными вымогают у Журде­на деньги, повышая его титул:

«— Мы все, как один, выпьем за здоровье Вашей светлости.

— Вашей светлости? Ого-го! Подожди, постой. Это мне-то — Ваша светлость! (В сторону) Если дойдет до «высочества», честное слово, он получит весь кошелек. На вот тебе за «Вашу светлость»!»Вот удачное противопоставление: на словах собираясь заплатить долги, даже под­считывая их (в разной валюте, до мелочи, скрупулезно), граф Дорант просит добавить к этому еще двести пистолей, чтобы округлить сумму, которую обещает вернуть в са­мое ближайшее время. Все, кроме самого господина Журдена, понимают, что не ви­дать ему этих денег, как своих ушей, а простодушный Журден снова попадается на удочку: благородный граф упоминает о нем «в королевской опочивальне»! Как тут не дать денег!

И как последний аккорд, снова с упоминанием денег, звучит реплика госпожи Журден: «Он высосет из тебя все до последнего су».

Прекрасно использован эффект «зеркального отражения ситуации». Клеонт жа­луется Ковьелю на коварство своей возлюбленной Люсиль, а Ковьель, точно эхо, об­виняет во всевозможных грехах Николь: «После стольких слез, которые я пролил у ее ног!» — восклицал Клеонт. «Стольких ведер воды, которые я перетаскал за нее из колодца!» — вторил Ковьель. «Как пылко я ее любил — любил до полного самозабве­ния!» — всхлипывал Клеонт. «Как жарко было мне, когда я за нее возился с верте­лом, — жарко до полного изнеможения!» — возмущался Ковьель.

Вопреки законам классицизма, героев Мольера нельзя однозначно назвать положительными или отрицательными: они, как и живые люди, имеют достоинства и недостатки. Нелепый в своем стремлении получить дворянский титул Журден хочет и в культурном отношении стать достойным представителем высшего класса, по крайней мере, пытается это сделать, а носительница здравого смысла госпожа Журден закос­нела в своем невежестве и отрицает образование как таковое.

И в довершение всего — настоящий розыгрыш, когда Клеонт, переодетый сыном турецкого султана, просит руки Люсиль. Тут и «синхронный перевод с турецкого», «осуществленный Ковьелем, и мгновенное «прозрение» Люсиль, когда она из упрями­цы, верной своему возлюбленному, превращается в послушную дочку.

Заканчивается пьеса прямо-таки фейерверком комического: посвящение в «мамамуши», тарабарщина вопросов и ответов, стоящий на четвереньках Журден с ог­ромной книгой на спине, наконец, битье палками. (А зритель увидит еще и гримасы, и шаржированные па балетной труппы.)

Это действительно театр, держащий зрителя в постоянном напряжении, очищающий и лечащий смехом. Театр, бывший душой и смыслом жизни великого Мольера.

Другие сочинения по этому произведению


Анализ пьесы "Мещанин во дворянстве" Теория ролей в романах «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль» Актуальность образа главного героя комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Над чем смеется Мольер в комедии «Мещанин во дворянстве» Что высмеивает Мольер Образы главных героев в пьесе Мольера «Мещанин во дворянстве» Учителя господина Журдена. Какими я их вижу Сочинение Мольера «Мещанин во дворянстве» Люсиль и Клеонт Сюжет комедии Мольера «Мещанин во дворянстве». Действие 4-5 Почему смешон господин Журден (По комедии Мольера "Мещанин во дворянстве") Бессмертная комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Живучесть образа Журдена (по комедии Мольера «Мещанин во дворянстве») Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Необоснованные претензии Журдена на культуру и образованность (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве") Последняя великая комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» Журден главный герой классической комедии «Мещанин во дворянстве» Сатирическая направленность комедии Г-жа Журден Ж.Б. Мольер Мещанин во дворянстве «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и буржуа Кто же те, кому хочет подражать Журден Дорант и Доримеда Иллюзии и реальность в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Бессмертные комедии Мольера «Скупой» и « Мещанин во дворянстве» Место комедии «Мещанин во дворянстве» в творческом наследии Мольера Все, что не проза, то стихи, а что не стихи, то проза (по комедии Мольера "Мещанин во дворянстве") Рецензия на книгу Мольера «Мещанин во дворянстве» Комедия – художественный анализ Мещанин во дворянстве (комедия Ж. Б. Мольера) Своеобразие комедии «Мещанин во дворянстве» Жан Батист Поклен: Мольер французский драматург Альцест Создатель французской комедии Творческая дерзость Мольера Смысл сатирического изображения героев комедии Ж.Б.Мольера «Мещанин во дворянстве». Герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» Смех и слезы в комедии "Мещанин во дворянстве"