Повесть временных лет

Древнерусская литература


Сочинения
1 сочинение

«Сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина и эпизода «Смерть Олега» в «Повести временных лет».»

Сочинение

Сопоставительный анализ «Песни о Вещем Олеге» А. С. Пушкина и эпизода Повести временных лет «Смерти Олега».

Оба произведения построены на одинаковом сюжете: предсказание жреца, расставание Олега с конем, встреча на могиле через 4 года, смерть Олега. Однако описаны они по-разному, и читателем воспринимаются как две противоположности.

В Повести временных лет (далее ПВЛ) — перечисление фактов, отсутствие рассуждений и эмоций. Сама повесть построена на действии героев. Текст беспристрастный, автор описывает сухо, четко, без личного отношения к герою и происходящему. Пушкин (далее П) же, наоборот, наполняет песнь эпитетами, чувствами героя, своим отношением к истории и действующим лицам.

Пример: ПВЛ — «волхвы»; П — «вдохновенный кудесник».

Такая разница возникает, потому что в средневековой литературе (ПВЛ — 12в) нет индивидуальности автора, а у Пушкина — явное присутствие своего мнения. Однако, важно отметить, что в ПВЛ тоже есть скрытая небольшая оценка не самого автора, а киевского народа через самого автора (реакция на смерть Олега).

ПВЛ — проза

П — поэма

В ПВЛ порядковое описание действия, хотя повесть рассказывает о точно таком же времени и событиях, но Пушкин кажется читателю внимательней к мелочам, конкретнее. А С концентрируется на определенном сюжете, для него моральная история «Олега с конем» гораздо важнее всех военных походов, ПВЛ — все по порядку с одинаковой значимостью. Из-за этого Пушкин кажется нам шире, объемнее.

У Пушкина больше конкретики, мелких (возможно недостоверных) деталей-фактов: например, указано, что старик — жрец Перуна, или что за предсказание судьбы князь готов дать в награду коня. А С П раскрывает характеры героев:

«Волхвы не боятся могучих владык, … Правдив и свободен их вещий язык…»

Дальше кудесник льстит князю. Реакция Олега на столь неприятное известие:

П «Олег усмехнулся, — однако чело И взор омрачилися думой»

ПВЛ «Запали эти слова в душу Олега…»

П описывает чувства героя — усмешка, тяжкие думы, омрачившийся взор.

Еще один интересный эпизод — прощание с конем:

ПВЛ «Никогда не сяду на него и не увижу больше» — сухо, резко, передача главного смысла.

П «И верного друга прощальной рукой И гладит и треплет по шее крутой»

- называет коня товарищем, другом, верным слугой — характер князя, отношение к своему другу.

Проходит 4 года, Олег возвращается на родину, желает увидеть кости коня.

ПВЛ — насмехается над словами жреца «.посмеялся и сказал…»

П — гневается «Кудесник, ты лживый, безумный старик!»

Совершенно разное отношение к смерти Олега в 2 произведениях: ПВЛ заканчивается народной скорбью, похоронами (здесь и проявляется отношение народа ¬- автора к Олегу) Смерть же просто принимается: «Змея ужалила его в ногу. Он разболелся и умер». У Пушкина смерть — рок судьбы, змея — символ загробного, грешного мира.

Жрец — язычник, змея — языческий символ. Конь в средневековье — хтоническое, загробного мира животное. Пушкин связывает все одной нитью судьбы. В пвл все случайно, совпадение. У Пушкина — все связано и соединено: жрец, конь, змея, смерть.

Поэтому читатель воспринимает «Песнь о Вещем Олеге» как «Сказку» со скрытым смыслом, а ПВЛ как исторический, документальный источник.