Жизнь и судьба

Василий Гроссман


Краткое изложение
Читается примерно за 9 минут
Сочинения
24 сочинения

««Она слепая и немая любовь смысл человека» (по роману В.Гроссмана «Жизнь и судьба»)»

Сочинение

Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей!
Запихай меня лучше, как шапку, в рукав
Жаркой шубы сибирских степей...
О. Мандельштам.

Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» - книга, проникнутая идеями гуманизма, любви к людям. Произведение показывает неодолимость «человеческого в человеке». Фашизм и коммунизм оказываются бессильными «размолоть зернышко человечности». В аду бесчисленных концлагерей и гетто многие герои «жизни и судьбы» остаются людьми!
Одно из центральных мест в романе занимает образ старика Иконникова. Герой проходит свою школу жизни. Пожалуй, главное в этом потомке нескольких поколений священников - стремление к истине, справедливости, добру. Отсюда и увлечение толстовством во время учебы в Петербургском технологическом институте, и работа народным учителем, и странствия по всему свету на грузовом пароходе, и вступление в земледельческую коммуну после революции.


«...Он верил, что сельскохозяйственный коммунистический труд приведет к царству Божьему на земле». Однако реальная жизнь круто расходится с идеалом... Иконников становится свидетелем голода. Не покидая коммуны, герой проповедует Евангелие и вскоре оказывается в тюрьме. Война становится новым и самым суровым испытанием для Иконникова. В завоеванной немцами Белоруссии он прячет евреев, но по доносу сам попадает в концлагерь.
Василий Гроссман подробно «пересказывает» содержание записок Иконникова. Идея добра изначально была всеобщей, но постепенно сужалась. Буддизм распространяет идею добра на все живое, однако христианство говорит уже о добром отношении применительно к людям. Далее происходит расчленение христианства на «добро» католиков, «добро» протестантов, «добро» православия. Дробление идеи добра усиливается от века к веку.
Однако люди могут быть и «бессмысленно добры». Им присуща та доброта, которая заставляет случайного прохожего поправить надломленную веточку на дереве, чтобы ей легче было вновь прирасти к стволу. Многие герои романа остаются верными человеческому началу в самих себе: капитан Греков, Христя Чуняк, маленький еврейский мальчик Давид...
Сталинград. Среди защитников осажденного фашистами дома мы видим юных Сережу Шапошникова и радистку Катю Венгрову. Нас покоряет благородство Грекова, отсылающего их в тыл. А ведь полевой командир на войне - царь и Бог. Если бы на месте Грекова был другой человек, то решение могло бы быть совсем другим... Но «зерно человечности» уже дало всходы в сердце пехотного капитана. Бессознательное добро победило!
Интересен в романе и образ Христи Чуняк. Семья этой простой крестьянки пострадала от бесчисленных продразверсток, беспощадной коллективизации и голода на Украине. В душе Чуняк живет сострадание ко всему живому. Христя не заражена вирусом тоталитарной или классовой идеологии. Героиня в человеке старается увидеть человека. Поэтому вполне естественно звучат ее слова о том, что «есть и неплохие немцы». Естественно и ее стремление спасти от голодной смерти Семенова.
Многие страницы романа «Жизнь и судьба» трудно читать без слез. Пронзительной болью проникнуты сцены, повествующие о трагической судьбе маленького Давида. Вся крошечная жизнь этого еврейского мальчика - бессознательный детский бунт против жестокости мира. Вот эшелон с евреями прибывает к великому городу смерти - крематорию. Звучит торжественная музыка. Софья Осиповна и маленький Давид идут в общей колонне евреев к чудовищному городу смерти. Перед газовой камерой мальчик выбрасывает заветную «куколку» - пусть живет! Он подарил ей жизнь, с которой ему самому предстояло расстаться так скоро. Его детское сердце сохранило трепетную радость и чистоту до самого конца.
Таким образом, роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» может быть назван выдающимся гуманистическим произведением ХХ в. Жаль, что в нашей стране многие поколения читателей были насильно отлучены от этой прекрасной книги... Однако я убежден, что человеку нельзя запретить быть добрым, честным, человечным. Запрет не сработает, зернышко человечности прорастет, ибо добро победить нельзя.

Другие сочинения по этому произведению


«Жизнь и судьба» Конфликт личности и государства в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» Обличительный пафос романа «Жизнь и судьба» Осуждение сталинизма в произведениях современной литературы Рецензия на роман В. С. Гроссмана «Жизнь и судьба» Роман В. Гроссмана «Жизнь и судьба» Судьба человека эпохи войн и революций в романе Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» Война есть убийство. Сочинение по рассказу Гроссмана Судьба человека эпохи войн и революций в романе Роман-эпопея Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» Конфликт личности и государства в романе Обличительный пафос романа Василий Семенович Гроссман – Жизнь и судьба Роман Рецензия на роман Роман "Жизнь и судьба" Человек на войне в романе "Жизнь и судьба" Ошеломляющие прозрения (по роману Гроссмана «Жизнь и судьба») Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлением против личности, иначе — мы убьем свободу своими же руками Жизнь - это свобода". По произведениям В.Гроссмана "Жизнь и судьба" и Ю.Домбровского "Факультет ненужных вещей Основная тема произведения Гроссмана «Истинные хозяева войны» (по роману В.Гроссмана «Жизнь и судьба») Ученые и лжеученые на страницах романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» "Жизнь и судьба" (По роману В. Гроссмана)